Счетчики






Яндекс.Метрика

4. Тайные имена Феникса

Прервем здесь рассказ о книге Роберта Честера и поэме «Феникс и Голубь». Может быть, дальнейший наш рассказ будет более осмысленным и понятным, если мы сделаем небольшое отступление. Чуть ранее мы говорили о том, что псевдошекспировская поэма, помещенная в этой книге, рассказывает о тайном сообществе, в которое входили люди, имевшие «птичьи» псевдонимы. Эти люди оплакали Великую чету — Феникса и Голубя. В каком году — неизвестно точно. Сохранившиеся экземпляры книг — а их всего четыре! — или не имеют даты, или датированы по-разному. Кроме того, изменено и название. Сама поэма дает нам основание думать о том, что судьба, по крайней мере, одного героя — Феникса — решалась в Небесном Синоде. То есть по нашему предположению — в высшем руководстве одной из духовных организаций. Мы уже высказывали предположение, что это могло быть руководство одного из монашеских орденов.

Но если высокопоставленные благодетели-спасители направили измученного невзгодами Феникса в тайное убежище, где нет крокодилов и змей, и именно там уже находился «загнанный Олень» — Голубь, то вполне закономерно допустить, что Голубь тоже был «спрятан» на этом острове Пафос в результате каких-то несчастий.

Может быть, «небесный синод» — это одна из тайных или запрещенных христианских организаций?

Теперь мы хотим рассмотреть другие подтверждения нашей гипотезы.

А именно: почему Голубь, встретивший Феникса на острове Пафос, называл его такими странными именами: Роза; Солнце; Голубка; Моя Королева.

Заглянем в словарь символов Джека Тресиддера.

Сначала посмотрим, что пишет автор о Фениксе. Наиболее известный из всех символов воскрешения. Легенда о Фениксе возникла в Гелиополисе, где приносились жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли. Слово «Феникс» совпадает с греческим названием пальмы — дерева солнца. Феникс живет пятьсот и более лет... Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира... На римских монетах Феникс является символом вечной империи... В средневековой живописи Феникс олицетворял божественную природу Иисуса Христа, если изображался рядом с пеликаном (символом его человеческой природы).

Как мы видим, автор поэмы намекает, что его герой совершает ритуал самосожжения по благословению Христа. Его человеческая природа (Пеликан), наблюдающая за духовной (Феникса—Христа), расскажет об этой трагедии...

Далее рассмотрим, что сообщается о Розе в тресиддеровском словаре символов.

РОЗА. Белая Роза — эмблема целомудрия, чистоты и девственности... Роза является символом совершенства... Распустившаяся роза символизирует смерть... Роза была эмблемой солнца и утренней зари. Для христиан кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Христовых. Роза стала главной эмблемой и символом оккультного и каббалистического ордена розенкрейцеров, основанного в XVIII в., чьей эмблемой был крест из роз... Деву Марию иногда именуют Розой Небес... Золотая Роза — эмблема Папы Римского... Розы — символ тишины, требующейся для прекращения нежелательных слухов...

Как мы видим, автор поэмы, называя прибывшего друга именем Розы, тоже переносит нас преимущественно в область тайных учений, поисков совершенства, в область, где царят безбрачие и христианские смыслы.

Солнце. В большинстве культур — основной символ созидательной энергии... Как источник света, оно символизирует знания, интеллект, аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках... Солнце — эмблема королевского величия и имперского блеска... В большинстве традиций солнце — знак мужского начала (так что Феникс хотя бы поэтому не может быть женщиной! — Авт.). Солнце часто представлялось сыном верховного бога, а иногда символизировало его взгляд или его сияющую любовь. Христос — Солнце правды... Солнце могут также символизировать сокол, птица Феникс, лебедь. Часто повозку, в которой едет солнце, тянут золотые или белые лошади, иногда лебеди...

Как мы видим, Феникс называется Солнцем не случайно — это созидатель, многознающий, интеллектуально развитый... Это мужчина во Христе, человек искусства, служитель Аполлона, атрибутом которого является лебедь.

Голубка (Голубь). Мир, чистота, любовь, безмятежность. Надежда. Христианская эмблема Духа Святого. В более широком смысле голубь представляет чистую душу. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением.

Как видим, автор поэмы дает читателю возможность поверить в обычную любовную связь героев (Голубь и Голубка) и в то же время не исключает возможности истолкования в целомудренно-христианском смысле. Отметим именно здесь, что романтически-сексуальные аллюзии отсутствуют в иных вышеприведенных именах Феникса.

Королева. Как и король, избранная небесами представительница своего пола, символ Луны. Король и Королева составляют двойственное единство, необходимое для того, чтобы обеспечить государству счастье и процветание. В алхимии священный брак белой королевы (ртуть) и красного короля (сера) символизирует союз мужского и женского начал в процессе создания философского камня. В символике розенкрейцеров белая королева соответствует второй стадии духовной трансмутации.

Как видим, герой, отождествляющий себя с королем, называл королевой прибывшего Феникса, имея в виду не его половую принадлежность, а тайный алхимический язык, который в данном случае давал скрытую метафору «философского камня» — непревзойденного творения, совершенства, высочайшего по уровню творчества союза двух под одним именем.

Какие же выводы мы можем сделать, проанализировав цепочку имен, которыми несчастный Голубь называет прибывшего издалека друга?

Мы только укрепляемся в первоначальном предположении, что обе скрывшиеся за птичьими псевдонимами персоны являлись лицами духовного звания. Это были интеллектуалы своего времени, подвергавшиеся гонениям. Они были целомудренны и вынуждены были скрываться в изгнании (на далеком острове Пафос). Судьбу их решал некий Синод. Он сохранил им жизнь, но имена их были записаны в Книгу Смерти.

Однако оба не сдались. Они решили не прозябать в тайном убежище «погребенных в могиле горя». Они решили «воскреснуть» — сжечь в общем благодатном огне свои прежние жизни и имена и предстать перед миром под одним общим именем, доселе неизвестным. И действовали они очень осторожно... Они создавали свои великолепные произведения, о существовании которых знал ограниченный круг лиц... Они избрали общее имя, почти совпадающее с именем рядового реального человека... Они даже снабжали его театральную труппу своими трагедиями и комедиями... Звали этого человека Гильерм Шакспер... А два гения, объявленных мертвыми, из этого немого имени сделали имя говорящее, гордое, воинственное — Уильям Шекспир! Потрясающий копьем!

(К слову сказать, в символике розенкрейцеров копье символизирует солнечный луч, раскрывающий розу.)

За этим осмотрительным вызовом слышалась энергия сопротивления, желание отомстить обидчику, жажда отвоевать отобранную врагами жизнь...

Но кем же были эти два таинственных гения? И почему использовавшийся ими в качестве ширмы пайщик театра Глобус хранил молчание? Почему он не отрицал того, что является автором популярных пьес? Может быть, потому, что в течение его жизни он и не знал, что его считают автором? Или потому, что в начале семнадцатого века в Англии автор пьесы не так ценился, как ее владелец? Ведь драматурги продавали свои пьесы — и пьесы считались собственностью театра!

А может быть, потому, что хоть на многих изданных пьесах и стояли посвящения, об их подлинных авторах знали только посвященные?

На эти вопросы нам еще предстоит дать ответ.