Счетчики






Яндекс.Метрика

Предисловие

Сейчас перед всей советской культурой поставлена задача — усилить эстетическое воспитание народа. В осуществлении этого дела огромная роль принадлежит школе, дающей учащимся не только фактические знания, но воспитывающей также нравственное сознание и эстетические понятия подрастающего поколения. Справедливы многочисленные упреки на то, что нельзя ограничивать изучение великих произведений литературы только выявлением их социального смысла. Литература открывает богатые возможности для воспитания нравственных идеалов и для понимания эстетических ценностей.

Прекрасные творения мастеров прошлого доступны всем. Но это не означает, что достаточно прочитать их и художественные достоинства откроются сами собой. У всякого искусства есть свои приемы и средства. Ошибается тот, кто думает, будто впечатление, производимое «Гамлетом» и другими подобными творениями, нечто естественное и само собой разумеющееся. Воздействие трагедии обусловлено искусством, которым владел ее создатель. Приблизиться к пониманию мастерства художника — дело сложное и такова одна из главных задач этой книги.

Начать приходится с самого простого: перед нами не литературное произведение вообще, а определенный род его — драма. Но и драма драме рознь. «Гамлет» — особая разновидность ее. Это трагедия, притом трагедия поэтическая. Изучение этой пьесы нельзя не связать с вопросами драматургии. В конце книги названы новейшие труды по теории драмы, рассматривающие эту проблему более углубленно, чем это возможно здесь.

Стремясь постигнуть идейный смысл, духовное значение и художественную силу «Гамлета», нельзя оторвать фабулу трагедии от ее идей, обособить действующие лица и рассматривать их в отрыве друг от друга. Особенно неверно было бы выделить героя и говорить о нем вне связи с действием трагедии. «Гамлет» не монодрама, а сложная драматическая картина жизни, в которой показаны разные характеры во взаимодействии. Но бесспорно, что действие трагедии построено вокруг личности героя.

Взаимодействие характеров и событий таково, что к ним приходится возвращаться неоднократно и с разных сторон. Пусть не покажется недосмотром, когда один и тот же элемент пьесы рассматривается повторно. Это вызвано тем, что каждое лицо, выведенное в трагедии, является участником общего действия и имеет к нему свое отношение.

Никакие элементы трагедии не рассматриваются сами по себе, оторвано от художественного целого. Каждый формальный элемент содержателен, несет определенную смысловую нагрузку, его невозможно отделить от идейного смысла произведения. Духовное богатство великого творения обусловлено обилием художественных средств, примененных Шекспиром при создании «Гамлета». Нас будут интересовать и общие идеи и детали литературного искусства. От общего — к частному, а затем от единичного — к целому — таков предлагаемый здесь путь исследования замечательной трагедии Шекспира.

  К оглавлению Следующая страница