Счетчики






Яндекс.Метрика

Фальшивый король

Кратко резюмируем сказанное выше.

Полоний скрыт от Гамлета занавесом. Для Гертруды он — партнер по «спектаклю» и невидим для нее лишь в буквальном смысле.

Гамлет, в свою очередь, «путает» его с «птицей покрупнее» (т.е. с Клавдием) из-за физической невозможности видеть лицо стоящего за портьерой человека.

Гертруда «путает» двух мужей не из-за «невидения», а из-за нравственной слепоты — «неведения» границы между добром и злом.

Смысловая динамика сцены — в обратной симметрии между «внутренним» и «внешним» видением Гамлета и Гертруды.

Гертруда видит то, что не видит Гамлет, — Полония.

Гамлет видит то, что не видит Гертруда, — Призрака.

В «Мышеловке» Клавдий «видит», «узнает себя» в убийце — Луциане.

Гамлет «не видит», «не узнает себя» в Луциане.

Образ убийцы, Луциана, племянника короля, — это «зеркало», поставленное Шекспиром для Гамлета. В нем он отражен как будущий убийца.

В «Мышеловке» Клавдий и старый Гамлет «оживают» в театральных образах Луциана и Гонзаго.

В покоях Гертруды портреты королей — Клавдия и старого Гамлета — «оживают» в Полонии и Призраке.

Прошлое, воплощенное в образе Призрака, вторгается в настоящее.

Настоящее, воплощенное в фигуре Клавдия, которого подменяет «фальшивый король» — Полоний, уходит в прошлое.

Живой Клавдий, незаконно занявший престол, — тоже «фальшивый король» — гибнет в Полонии.

Мертвый старый Гамлет — «настоящий» король — оживает в Призраке.

Превратив Гамлета в убийцу отца Лаэрта, Шекспир делает его полным «двойником» Клавдия.

Клавдий — убийца короля, отца Гамлета и своего брата (старого Гамлета), сына (Гамлета) и невольный виновник смерти любимой женщины (Гертруды).

Гамлет убивает трех «фальшивых королей» — Полония, Лаэрта (его датчане избирают королем: «Лаэрт король! Он избран!» — IV, 5) и Клавдия.

Гамлет убивает Полония — отца Лаэрта и Лаэрта — сына Полония. В метафорическом смысле он убивает и «брата» — того же Лаэрта:

Пусть буду я прощен великодушно
За то, что я стрелу пустил над кровлей
И ранил брата, —

говорит он перед поединком (V, 2). Характерно и то, что, принимая вызов Лаэрта, Гамлет собирается «честно биться в братской схватке» (V, 2).

Гамлет — невольный виновник гибели своей возлюбленной Офелии.