Счетчики






Яндекс.Метрика

Глава II. Типичность героев и сюжетов пьес Шекспира

Сравнительный характерологический анализ действующих лиц пьес Шекспира и персонажей драматических произведений Пушкина показывает, что героям обоих авторов присущи сходные наборы стремлений [20]. Выделяются семь типов персонажей, которым свойственны склонности определенного рода. Сходные наборы стремлений присущи героям других классических авторов, например, персонажам «Мертвых душ» Гоголя. Это указывает на типичность подобных персонажей для мировой литературы [17].

Кроме того, анализ пьес Шекспира показывает, что в их основе лежат семь сюжетов, не сводимых друг к другу. Структура каждого из сюжетов подчиняется определенным принципам. Сходные принципы построения сюжетов положены в основу цикла драматических произведений Пушкина, а также циклов пушкинских повестей и сказок [20]; [21]. Подобные сюжеты характерны для фольклорных традиций различных народов и эпох, что указывает на их типичность [18].

В каждой из шекспировских пьес представлен целый ряд действующих лиц, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами достижения своих целей. Герои Шекспира реализуют характерные стратегии поведения, сопряженные с их характером и мировоззрением. Соответствующие сценарии поведения предопределяют судьбы персонажей, что, в свою очередь, обуславливает развитие сюжетов пьес. Сходные стратегии поведения присущи героям пушкинских трагедий, повестей и сказок, а также персонажам «Мертвых душ» Гоголя. С учетом того, что герои многих упомянутых произведений авторами были заимствованы, подобные стратегии поведения могут быть отнесены к типическим.

Ряд стратегий поведения позволяет героям добиться успеха. На этом основании соответствующие принципы поведения могут быть отнесены к успешным. Некоторые стратегии оказываются применимы лишь в определенных ситуациях. Постоянное же их использование, в конечном итоге, не приводит ни к чему хорошему. Реализующие их персонажи, что называется, остаются «у разбитого корыта». Отметим, что сходные стратегии поведения характерны для личностей невротического склада, включая акцентуированные личности [13]; [17].

Философско-методологический анализ сюжетов соответствующих произведений, а также стратегий поведения персонажей показывает, что они раскрываются в свете основных принципов и законов философии [17]; [18]; [21]. Философско-методологический уровень анализа является наиболее общим. Соответственно, принципы, формирующие данную систему сюжетов и стратегий, носят универсальный характер.