Разделы
Глава V. Трагедии (1595—1608)
Трагедии Шекспира занимают исключительное место в истории мировой литературы. Почти четыре столетия они с неизменным успехом идут на сценах Европы и Америки, а в XX в. и в театрах Азии и Африки. Шекспировские герои воспринимаются и как неповторимые личности, и как общечеловеческие типы, живые для многих веков. Своеобразие драматического метода Шекспира давно отметил А.С. Пушкин: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполнение многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры»1.
Особенности жанра трагедии были известны со времен античности. Аристотель определял трагедию как подражание действию важному и законченному, приводящему героев к несчастью и гибели. Трагедия, вызывая чувства сострадания и страха, производит в душах зрителей нравственное очищение («катарсис»). Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью. Речь героев должна быть значительной по содержанию и «услащенной» словесными украшениями. Современник Шекспира поэт Филип Сидни в трактате «Защита поэзии» (1581) писал о том, что «высокая и превосходная трагедия... обнажает величайшие раны и показывает язвы, прикрытые тканью»2. Она вызывает восхищение и сострадание, учит видеть непрочность этого мира, побуждает королей страшиться имени тирана. Сидни приводил пример, как один из жестоких тиранов был настолько потрясен зрелищем страданий на сцене, что проливал потоки слез и удалился, не в силах видеть изображение преступлений, которые сам он совершал в жизни.
В трагедиях Шекспира сострадание вызывают к себе незаурядные личности, наделенные сильными страстями, гибнущие в столкновении с господствующим в мире злом. Еще в начале XIX в. английский поэт и критик С.Т. Колридж обратил внимание на важную особенность шекспировских характеров: зрители и читатели воспринимают их как живых людей и судят о них по-разному, в зависимости от собственных взглядов. Нельзя полностью доверять ни суждениям других персонажей, ни самооценкам героя, потому что у Шекспира герои, как и люди в жизни, часто себя не понимают. Как же составить верное представление о позиции автора? Необходимо сопоставить высказывания героя и его поступки, принять во внимание все суждения других персонажей, даже реплики самых незначительных слуг, тогда, возможно, впечатление о замысле Шекспира будет верным и можно будет понять закономерности, приводящие героев к трагическому финалу.
Почти все трагедии Шекспир написал в период с 1600 по 1608 гг., когда он не создал ни одной веселой комедии. Можно только предполагать, какие причины привели к созданию трагических, даже мрачных произведений. Произошли изменения и в его личной судьбе — смерть отца, охлаждение возлюбленной, утрата друзей: Саутгемптон был приговорен к смертной казни, а затем к пожизненному заключению, возможно, пострадали и другие друзья Шекспира — участники заговора Роберта Эссекса, а в 1605 г. были казнены участники «Порохового заговора», среди которых были дворяне из окружения Эссекса. Первые годы правления короля Якова Стюарта ознаменованы событиями, которые придавали обстановке в Лондоне особенно мрачный характер.
Трагедии Шекспира называют «великими» не только потому, что они художественно совершенны — «совершенным» может быть произведение, доступное только узкому кругу людей. «Великими» в искусстве, как и в жизни, называют творения и деяния, имеющие общечеловеческое значение. В деятельности великого человека проявляются не только необыкновенные дарования и свойства личности, — великие дела оказывают влияние на судьбы народов и государств. В произведении искусства предстают «вечные» вопросы в жизни человечества, оно поражает замыслом, идеями, характерами, воздействует на самые широкие слои народа, на людей различной культуры, социального положения, разных политических, религиозных и эстетических взглядов. «Великих» памятников искусства и литературы не очень много в истории мировой культуры. По общему признанию, к ним относятся трагедии Шекспира.
Примечания
1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 10-ти т. Изд. 4-е. Т. 8. Л., 1978. С. 65.
2. Sidney Ph. A Defence of poesie, and poems. L., [a. o], 1889. P. 69.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |