Счетчики






Яндекс.Метрика

Пропавший монолог

И все-таки — являются ли те десять рифмованных строк, которые Гамлет читает Горацио после спектакля, продолжением прерванного монолога Луциана? В буквальном смысле — нет, несмотря на искусно спрятанное совпадение количества строк.

Снова обратимся к словам Гамлета, после которых Клавдий встает и прерывает представление: «Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Из этих слов ясно, что продолжение монолога, т. е. вторая, недоигранная его часть, должно было повествовать о женщине, о королеве, которую соблазняет убийца ее мужа. А в рифмованных стихах, которые Гамлет импровизирует после представления, речь идет только о короле.

Быть может, Шекспир «забыл» про монолог? Или строки, сочиненные Гамлетом, просто утеряны? Пока непонятно. Известны случаи, когда содержание утерянного отрывка и даже целого произведения удавалось реконструировать путем сопоставления текста с его литературным источником.

Но существует ли произведение-прототип, «вдохновившее» Гамлета написать собственный монолог? Такое, какими были «Exegi Monumentum» Горация для пушкинского «Я памятник себе воздвиг...» или «Божественная Комедия» Данте для гоголевских «Мертвых душ»1.

Скорее всего, у монолога Гамлета должен быть литературный источник. И Гамлету не случайно приходит мысль сделать добавление к «Убийству Гонзаго» в форме монолога.

Монолог — это диалог трагического героя с вечностью.

Речь, обращенная ко всем вместе и ни к кому в отдельности.

В зрительный зал — и в пустое пространство.

Примечания

1. Сопоставление дантовского шедевра и «Мертвых душ» показывает, что в дальнейшем герой Н.В. Гоголя должен был отправиться в «путешествие по Раю».