Разделы
Рекомендуем
• Lepas
Пролог
Гамлет не только драматург и постановщик спектакля, но и зритель.
И как зритель, по закону шекспировской драмы, он, естественно, тоже должен иметь в «Мышеловке» своего театрального «двойника».
Если Офелия вопрошает о пантомиме, Гертруда недоверчива к уверениям Актера-королевы, а Клавдий взрывается на комментариях Гамлета к монологу Луциана, то сам Гамлет реагирует на тот эпизод, который назван Прологом.
Его поражает краткость пролога, который актер исполняет после пантомимы:
«Пред нашим представлением (tragedy)
Мы просим со смирением (clemency)
Нас подарить терпением (patiently)».(III, 2)
«Что это: пролог или стихи для перстня?» — удивляется Гамлет.
Пролог настолько краток, что кажется, будто в нем вообще нет никакого содержания, кроме традиционного приглашения посмотреть пьесу.
Но уж такова поэтика Шекспира, что все бессмыслицы у него, как и «безумие» его главного героя Гамлета, по меткому замечанию Полония, имеют — в буквальном переводе с английского — свой «метод» (method).
О чем говорит Пролог?
О судьбе Гамлета.
Пролог и есть то зеркало, в котором, если внимательно вглядеться, можно увидеть отражение трагической судьбы самого Гамлета.
Для этого пролог, подобно акростиху, нужно прочитать «по вертикали». Однако, в отличие от акростиха, следует мысленно соединить не первые буквы строк, а их троекратно зарифмованные окончания: трагедия, милосердие, терпение.
Таков трагический и краткий путь Гамлета в пьесе Шекспира. В прологе символически зашифрованы все переломные моменты жизни Гамлета.
Трагедия — встреча с Призраком и известие об убийстве отца.
Милосердие — к матери.
Терпение — к невзгодам, посланным судьбой.
Пролог — скрытая формула трагической судьбы героя.
Но вся трагедия Шекспира — лишь пролог к той трагедии, которую пишет сама Жизнь.
«Дальнейшее — молчание».
Трагедия Гамлета оказывается прологом к спектаклю, который после его смерти разыграют зрители.
Среди них — Горацио, молодой Фортинбрас и то новое поколение, которое он олицетворяет.
Трагедия о Гамлете обрывается. Продолжение ее — в конце трагедии, когда Горацио собирается поведать:
...незнающему свету,
Как все произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков. Все это Я изложу вам.(V, 2)
Фортинбрас собирает зрителей и слушателей:
Поспешим услышать
И созовем знатнейших на собранье.(V, 2)
В оригинале «собранье» — «audience», т. е. зрители в театре. Трагедия кончается тем, что Горацио собирается рассказать о трагедии Гамлета.
Вся трагедия — пролог к новому спектаклю.
Излагая его краткое содержание, Горацио, по существу, дает экспозицию.
Для Шекспира трагедия Гамлета — пролог к исторической драме Нового времени.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |