Рекомендуем

Lepas

Счетчики






Яндекс.Метрика

Пролог

Гамлет не только драматург и постановщик спектакля, но и зритель.

И как зритель, по закону шекспировской драмы, он, естественно, тоже должен иметь в «Мышеловке» своего театрального «двойника».

Если Офелия вопрошает о пантомиме, Гертруда недоверчива к уверениям Актера-королевы, а Клавдий взрывается на комментариях Гамлета к монологу Луциана, то сам Гамлет реагирует на тот эпизод, который назван Прологом.

Его поражает краткость пролога, который актер исполняет после пантомимы:

«Пред нашим представлением (tragedy)
Мы просим со смирением (clemency)
Нас подарить терпением (patiently)».

(III, 2)

«Что это: пролог или стихи для перстня?» — удивляется Гамлет.

Пролог настолько краток, что кажется, будто в нем вообще нет никакого содержания, кроме традиционного приглашения посмотреть пьесу.

Но уж такова поэтика Шекспира, что все бессмыслицы у него, как и «безумие» его главного героя Гамлета, по меткому замечанию Полония, имеют — в буквальном переводе с английского — свой «метод» (method).

О чем говорит Пролог?

О судьбе Гамлета.

Пролог и есть то зеркало, в котором, если внимательно вглядеться, можно увидеть отражение трагической судьбы самого Гамлета.

Для этого пролог, подобно акростиху, нужно прочитать «по вертикали». Однако, в отличие от акростиха, следует мысленно соединить не первые буквы строк, а их троекратно зарифмованные окончания: трагедия, милосердие, терпение.

Таков трагический и краткий путь Гамлета в пьесе Шекспира. В прологе символически зашифрованы все переломные моменты жизни Гамлета.

Трагедия — встреча с Призраком и известие об убийстве отца.

Милосердие — к матери.

Терпение — к невзгодам, посланным судьбой.

Пролог — скрытая формула трагической судьбы героя.

Но вся трагедия Шекспира — лишь пролог к той трагедии, которую пишет сама Жизнь.

«Дальнейшее — молчание».

Трагедия Гамлета оказывается прологом к спектаклю, который после его смерти разыграют зрители.

Среди них — Горацио, молодой Фортинбрас и то новое поколение, которое он олицетворяет.

Трагедия о Гамлете обрывается. Продолжение ее — в конце трагедии, когда Горацио собирается поведать:

...незнающему свету,
Как все произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков. Все это Я изложу вам.

(V, 2)

Фортинбрас собирает зрителей и слушателей:

Поспешим услышать
И созовем знатнейших на собранье.

(V, 2)

В оригинале «собранье» — «audience», т. е. зрители в театре. Трагедия кончается тем, что Горацио собирается рассказать о трагедии Гамлета.

Вся трагедия — пролог к новому спектаклю.

Излагая его краткое содержание, Горацио, по существу, дает экспозицию.

Для Шекспира трагедия Гамлета — пролог к исторической драме Нового времени.