Разделы
Отец трагедии
Призрак, персонаж мистического театра, предлагает Гамлету роль мстящего сына: «Отмсти за гнусное его убийство» (I, 5).
Призрак — не только тень отца Гамлета. В метафорическом смысле он — отец трагедии, ее автор-демиург.
Призрак — фигура, символизирующая загадку бытия и небытия, посредник между двумя мирами: Жизнью и Смертью.
Гамлет пытается разгадать загадку Призрака. Он ищет ответ на вопрос, поставленный в начале трагедии дозорным Бернардо: «Кто здесь?»
Кто Призрак? Дух отца или дьявол?
Гамлет ставит «Мышеловку» не только с целью разоблачить короля, но и для того, чтобы узнать правду о Призраке.
«Мышеловка» — «Mousetrap», или «ловушка» — «trap», — не только название «спектакля в спектакле», который ставит Гамлет. «Trap» — это и технологический элемент в елизаветинском театре, сценическая машина — нечто вроде люка на сцене, из которого с помощью подъемной площадки появлялся Призрак. «Trap» воспринималась зрителями того времени как сценическая метафора смерти.
Именно в этой «ловушке» — «trap», изображающей могилу, происходили разговор двух могильщиков и первая схватка Гамлета с Лаэртом. В ней же хоронили Офелию.
С другой стороны, «мышеловка», или «ловушка», — одна из главных тем трагедии, связанная с образом «игры в игре». Персонаж, попадающий в «мышеловку», всегда погибает.
«Мышеловка» — шекспировская метафора смерти.
В нее по очереди попадают все постановщики «спектаклей в спектакле»: сам Гамлет, Клавдий и его помощники Полоний, Лаэрт, Розенкранц и Гильденстерн.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |