Разделы
Зеркало — облако
Есть ли в пьесе метафора самой «загадки Гамлета»? Поставим вопрос иначе: не «Что такое загадка Гамлета?», а «Кто есть Гамлет?»
На этот вопрос по ходу действия безуспешно ищут ответ все персонажи: Клавдий, Гертруда, Полоний, Лаэрт, Офелия.
Замечательно, что Гамлет и сам не знает на него ответа.
Зато знает Шекспир.
В пьесе есть ключевые слова, которые, с одной стороны, имеют конкретное значение, а с другой — оказываются скрытыми метафорами темы «загадочности».
Тема загадочности связана со словом «облако» — «cloud».
Облако в трагедии — это метафора загадочности самого Гамлета.
В комедии Аристофана «Облака», названной по имени хора облаков, облака принимают облик того, кто находится перед ними. Подобно зеркалу, облако представляет образ того, кто в нем отражается1.
У Аристофана хор облаков, подобно актерам-мимам, передразнивает все, что оказывается перед ним. Аристофановский Сократ так объясняет простаку Стрепсиаду миметическую природу облаков.
Сократ
Никогда ты не видел, скажи, в небесах облаков на кентавров похожих,
На быка, на пантеру, на волка?Стрепсиад
Видал. Зевс свидетель! Видал. Ну так что же?
Сократ
Как хотят обернуться умеют они. Завитого увидят красавца,
Вот из этих кудрявых распутных гуляк, из породы козла Ксенофонта,
И тот час, издеваясь над блажью его, превратятся в блудливых кентавров.Стрепсиад
Если ж Симон, грабитель народной казны, попадется им, чем они станут?
Сократ
Подражая разбойной природе его, уподобятся хищному волку2.
Облака у Аристофана — лицедеи, пародирующие все, что им показывают люди. Небо у Аристофана — зеркало, отражающее то, что творится на земле. Облака — актеры небесного театра, разыгрывающие человеческую комедию.
Аристофановское «облако» — метафора актера, олицетворяющего метафорическую сущность изображаемого им персонажа.
В разговоре Гамлета с Полонием об «облаке» Шекспир почти буквально заимствует эту сцену из комедии Аристофана, переписывая ее на свой лад.
Гамлет — Облако, как и зеркало, отражает не то, «что кажется», а то, «что есть», и, подобно хору облаков Аристофана, являет видимости ее подлинную сущность.
Примечания
1. Заметим, кстати, что этот же образ возникает в романе С. Лема «Солярис» и позднее в одноименном фильме А. Тарковского.
2. Аристофан. Облака // Аристофан. Комедии: в 2 т. М.: Художественная литература, 1954. Т. 1.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |