Счетчики






Яндекс.Метрика

Сюжет

Основной сюжет пьесы — месть сына за убийство отца — тоже «облако». Этот сюжет трижды повторяется в действиях разных персонажей, которые становятся зеркальными отражениями друг друга — двойниками. Но ни один из повторов сюжета, ни одна из его версий или частей не есть сам сюжет. Содержание сюжета скрыто искусством, приемом повтора, и оно всегда нечто другое, нежели видимые, разыгрываемые перед нами версии.

Сюжет — облако.

Облако сюжета.

Облаками являются и актеры.

«...Обзор и краткие летописи века», — говорит о них Гамлет.

Они играют короля и королеву, чудака и рыцаря, любовника и шута, Пирра и Приама, Гекубу и Гонзаго, но ни одна из этих ролей не совпадает с тем, чем и кем на самом деле являются актеры.

Они лишь играют роли, меняют облики.

Как облака.

Как Призрак, который показывается перед Горацио, Марцеллом, Бернардо и Гамлетом в разных обличьях. Каждый из них видит в Призраке нечто иное, нежели другие.

У Горацио сперва нет сомнений, что Призрак есть не более, чем иллюзия или плод фантазии:

Марцелл

Горацио считает это нашей
Фантазией...

(I, 1)

или

Горацио

Стой, призрак! —

(I, 2)

дословно: «Стой, иллюзия!»

У всех, кто видел Призрака, свое мнение о нем. Для Марцелла он — «виденье», «дух», для Бернардо — «фигура», для Горацио — сначала «фантазия», потом «образ» старого короля или «соринка, чтоб затмился глаз рассудка».

Для Гамлета Призрак — «блаженный или проклятый дух» (I, 4), он может быть и духом отца, и дьяволом, и «бедным призраком» — как «бедный Йорик».

Гертруда не видит Призрака в своей комнате, полагая, что Гамлет разговаривает с «бестелесным воздухом», «пустотой» (III, 4).

Каждый персонаж видит лишь одну из форм, которые принимает Призрак. Ни одно из мнений о Призраке не совпадает с тем, что есть Призрак на самом деле.

Призрак — облако.

Загадка.

«Ничто» (nothing), которое являет себя как «нечто» (the thing).