Разделы
Гамлет в квадрате
Зеркальная система двойников и параллельных линий в композиции трагедии может быть представлена в форме геометрического квадрата (схема В).
В вершинах квадрата стоят персонажи — двойники, а по сторонам — соответствующие им пары каждой из двух оппозиций — «убийство — месть» и «открытость — тайность» действия.
Гамлет оказывается смысловым центром этой композиции, образованной четырьмя его двойниками. Поэтому в нашей схеме его место соответствует точке пересечения диагоналей, которая символизирует совмещение всех персонажей и их ролей.
Местоположение Гамлета на пересечении диагоналей квадрата в метафорическом смысле перекликается с финалом трагедии, когда новый король, молодой Фортинбрас, призывает:
Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана...(V, 2)
Гамлет — в центре квадрата, образованного четырьмя капитанами — воинами, тоже двойниками, ведь Гамлет — «воин».
Но он и центральная фигура в кольцевой композиции пьесы1.
Квадратура круга — древняя задача о построении квадрата, равновеликого данному кругу. Ее нельзя решить с помощью циркуля и линейки. Задача становится разрешимой, если для построения привлечь другие средства.
Вся «площадь» трагедии вписывается как в круг (схема А), так и в квадрат (схема В). Это шекспировское решение классической задачи о квадратуре круга другими средствами. В каком смысле?
Схема А
Схема В
«В том смысле, в котором этот смысл имеет смысл», — ответим мы репликой Гамлета из вышеупомянутой пьесы В. Коркия.
Гамлет в этой образной геометрии занимает место Человека Вселенной, словно вышедшего из рамок знаменитого рисунка Леонардо да Винчи.
По отношению к лейтмотивному сюжету трагедии этот Человек-Гамлет становится совмещением двух главных аллегорических персонажей — Убийцы Отца и Мстящего Сына.
Его поступки и действенное бездействие, лишенное однозначной мотивировки, приобретают двойное осмысление в свете открытого образа действии одной пары двойников и тайного образа действий другой пары двойников.
Гамлет оказывается на границе двух трагедий: трагедии чести, связанной с открытым убийством и открытой местью, и трагедии злодейства, связанной с тайным убийством и тайной местью.
«Провидческая душа» Гамлета и есть загадка трагедии Шекспира «Гамлет».
Примечания
1. Символическое местоположение Гамлета-«хора» в центре квадрата и кольцевой композиции перекликается с расположением хора в античном театре: четырехугольником в орхестре и в форме круга вокруг алтаря (см.: Варнеке Б.В. История античного театра. М.; Л., Искусство, 1940. С. 120).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |