Разделы
Заключение
Конкретно-исторический подход к восприятию метафор и аллегорий в произведениях Шекспира позволил автору сделать следующие выводы.
Отличительная черта словесных образов в ранних произведениях — ясность и четкость ассоциаций, сразу же поясненных зрителям. Метафоры в большинстве случаев иллюстративны, слабо связаны с характерами персонажей.
В хрониках Шекспира метафоры и аллегорические картины «государство — корабль», «государство — сад», «раздор гражданский — ядовитый червь, грызущий внутренности государства» и многие другие передают основные политические концепции.
В хрониках зрелого периода творчества преобладают многозначные, полные развернутых сравнений и сложных ассоциаций метафорические картины, придающие конкретным политическим конфликтам обобщенный характер.
Шекспир не проявляет открыто своего отношения к тем или иным острым политическим вопросам, но словесные поэтические образы дают возможность почувствовать позицию автора, в них, часто независимо от взглядов персонажа, выражена та или иная эмоциональная оценка событий и передан характер персонажа. Особенно существенны для понимания исторических концепций Шекспира метафорические суждения о времени, в которых высказаны обобщения о закономерностях исторического развития.
В трагедиях Шекспира метафоры дают возможность почувствовать психологическое состояние героя в данный момент, а также глубинные черты его характера, жизненный опыт и миросозерцание. При этом в ряде случаев показана диалектика логического и образного мышления героя, когда логические выводы опровергаются незаметно для говорящего характером образных картин в его речи.
Важнейшая черта метафорических картин в произведениях зрелого периода творчества — их «двойной» смысл: тот, который имеет в виду герой, привлекающий те или иные метафоры, и подсказываемые метафорами философские и социальные обобщения, а также психологические наблюдения самого Шекспира. При этом в ряде случаев образные средства помогают Шекспиру высказать идеи, которые в его время опасно было выразить в формулах всем понятной политической фразеологии.
Таким образом, метафоры рассматриваются в нескольких аспектах: изучены внутренние закономерности образов, искусство поэтического обобщения, связь метафор с психологией героев, идейная и эмоциональная роль тропов в драматическом действии и цель драматурга в каждый момент действия. В конкретном сценическом плане метафоры усиливают эмоциональное воздействие событий и судеб героев на зрителя, создают нравственно-психологическую атмосферу той или иной пьесы; в психологическом аспекте — они передают состояние героев; в философском плане метафоры, особенно в великих трагедиях, дают возможность почувствовать связь внутреннего мира героя с глубокими, таинственными, пока еще не познанными законами природы и человеческого общества.
Реализм образного мышления Шекспира проявляется и в особенностях тропов: словесные образы передают явления природы в их реальных формах, связях, закономерностях; в изображении жизни общества метафоры реалистичны, потому что помогают представить правдивую картину связей и отношений между людьми.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |