Счетчики






Яндекс.Метрика

10. Офелия, подосланная к Гамлету, и блудница, подосланная к Христу

Двинемся дальше по трагедии Шекспира. После встречи с тенью отца (Иоанном Крестителем), потрясенный Гамлет не находит себе места. Окружающие сразу замечают это, но не понимают причину. Король и королева хотят выяснить — в чем дело. И тут свои услуги им предлагает царедворец Полоний, у которого есть дочь Офелия, якобы невинная и чистая девушка, рис. 2.29. Он советует королю устроить как бы случайную встречу дочери с принцем, чтобы тот раскрылся Офелии и поведал — что его гнетет. Король Клавдий и королева Гертруда соглашаются. Такой план чрезвычайно опасен для принца, поскольку по неосторожности он может выдать девушке свои потайные мысли и они могут стать известными коварному королю. Именно так преподносит Шекспир подоплеку этого сюжета. Далее происходит следующее.

«Король: Оставь и ты нас, милая Гертруда: МЫ ТАЙНО ГАМЛЕТА СЮДА ПРИЗВАЛИ, чтоб здесь он встретился, как бы случайно, с Офелией. ЕЕ ОТЕЦ И Я, МЫ СТАНЕМ ЗДЕСЬ — ЗАКОННЫЕ ШПИОНЫ, НЕВИДИМО УВИДИМ ИХ СВИДАНЬЕ И ИЗ ЕГО ПОСТУПКОВ ЗАКЛЮЧИМ, тоской любви он болен, или нет.

Королева: Я удалюсь... Я желаю, Офелия, чтоб ваша красота была одна счастливою причиной безумства Гамлета...

Офелия: Я то же, государыня, желаю. (Королева уходит).

Рис. 2.29. Офелия. Статуя известного французского скульптора Фальера (Jean — Alexandre — Joseph Falguie're, 1831—1900). Взято из [971], т. 3. с. 105

Полоний: Офелия, будь здесь. Мы, государь, займем места свои. (Офелии). Вот книга, дочь! Читай для вида: этим ты прикроешь уединенье. Нас должно порицать за то, что мы — случается частенько — святым лицом и маскою смиренной и чорта проведем», с. 104—105.

Входит Гамлет. Вскоре он замечает Офелию. Она пытается вызвать его на откровенность, пытается вернуть ему подарок, врученный ей Гамлетом. Однако принц отказывается: «Я никогда и ничего вам не дарил». Офелия настаивает, говоря, что, по ее мнению, он ее не любит. И тут Гамлет резко меняет тон разговора.

«Гамлет. А-а! ТЫ ЧЕСТНАЯ ДЕВУШКА?

Офелия: Принц!

Гамлет: И хороша собой?

Офелия: Что вы хотите сказать, принц?

Гамлет: ТО, ЧТО ЕСЛИ ТЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНА И ХОРОША, ТАК ДОБРОДЕТЕЛЬ ТВОЯ НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ДЕЛА С КРАСОТОЮ.

Офелия: Можно ли красоте сыскать собеседницу лучше добродетели?

Гамлет: Да, конечно, КРАСОТА СКОРЕЕ ПРЕВРАТИТ ДОБРОДЕТЕЛЬ В РАСПУТСТВО, ЧЕМ ДОБРОДЕТЕЛЬ СДЕЛАЕТ КРАСОТУ СЕБЕ ПОДОБНОЮ... Добродетель не привьешь к нам так, чтобы в нас не осталось и следа старых грехов. Я не любил тебя... СТУПАЙ В МОНАСТЫРЬ! ЗАЧЕМ РОЖДАТЬ НА СВЕТ ГРЕШНИКОВ? ...ИДИ ЛУЧШЕ В МОНАСТЫРЬ. ГДЕ ТВОЙ ОТЕЦ?

Офелия: Дома, принц.

Гамлет: Замкни за ним дверь, чтобы он играл роль шута только у себя дома...

Будь чиста, как лед, бела, как снег — ты все-таки не уйдешь от клеветы. СТУПАЙ В МОНАСТЫРЬ. Прощай!», с. 106.

Рис. 2.30. Христос и блудница. Поздняя картинка Г. Доре. Взято из [71:1]

Во время всего этого разговора тайно присутствуют король и Полоний. Но их не видно, они спрятались. Гамлет и Офелия уходят в разные стороны.

Здесь, скорее всего, Шекспир описал (на своем поэтическом языке) известную евангельскую сцену: Христос и блудница. Напомним, о чем речь.

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн 8:1—11). См. рис. 2.30, рис. 2.31.

Сравним с Шекспиром.

• КОВАРНАЯ ПОПЫТКА «ИСПЫТАТЬ» ГАМЛЕТА-ХРИСТА. — По Шекспиру, коварные люди — король Клавдий, королева Гертруда и царедворец Полоний — решают подвергнуть Гамлета испытанию. Но не говоря ему об этом прямо. Цель проста: узнать, что на душе у принца, и если его мысли направлены против царствующей четы, то принять соответствующие меры.

Вполне аналогично, согласно Евангелиям, фарисеи всячески стремятся скомпрометировать Христа, «поймать его» на какой-либо оплошности. Для этого хотят организовать испытание, причем так, чтобы Христос этого не понял и «попался на удочку».

• ПЛОХИЕ ЛЮДИ ПРИВОДЯТ К ГАМЛЕТУ-ХРИСТУ ЖЕНЩИНУ. — По Шекспиру, король, королева и Полоний устраивают как бы случайную встречу Офелии с принцем, а сами подслушивают их беседу. Офелия покорно подчиняется просьбе-приказу старших.

По Евангелиям, фарисеи приводят к Христу некую блудницу, спрашивая — что, дескать, с ней делать. При этом окружают Христа с женщиной и внимательно слушают — что он скажет. Будучи готовы тут же воспользоваться его оплошностью, если таковая будет.

• ГАМЛЕТ-ХРИСТОС РАСПОЗНАЕТ ХИТРОСТЬ ВРАГОВ И НАХОДИТ ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ. — Гамлет быстро понимает истинную подоплеку «случайной встречи» с девушкой и в соответствии с этим строит весь свой разговор.

Аналогично, Христос сначала ничего не отвечает на вопросы фарисеев, а потом находит блестящий выход, посрамив своих врагов.

Отметим, что в обеих версиях Гамлет-Христос оказывается (вместе с девушкой) во враждебном окружении. Рядом находится несколько людей, опасающихся и ненавидящих героя.

• БЛУДНИЦА И ОФЕЛИЯ. — На первый взгляд, версия Шекспира и Евангелий в одном месте расходятся. Ведь Офелия, как считается, — целомудренная девушка, а к Христу привели грешницу. Однако по поводу «чистоты Офелии» сейчас на нас «давит» некоторый укоренившийся предрассудок. Конечно, Офелия вроде бы уверяет, что она чиста и непорочна. Но весь текст Гамлета, если вникнуть в него внимательно, говорит совсем о другом. Разговор начинается с ядовитого вопроса принца: «Ты — честная девушка?». Затем, на протяжении довольно длительного времени Гамлет, обращаясь к Офелии, рассуждает о пороке, красоте и добродетели. Формально он не обвиняет ее в разврате. Однако дает понять, что девушка может оказаться не настолько чистой, как она себя представляет. Говорится, что красота скорее превратит добродетель в распутство и т. п. Похоже на то, что перед нами поэтическая обработка евангельского утверждения, что к Христу привели именно грешницу. Более того, в следующем пункте мы познакомимся с тем, как описывает эту же сцену Саксон Грамматик. И увидим, что у него Офелия отнюдь не целомудренна. Но об этом — позже.

Рис. 2.31. Христос и блудница. Бонифацио Веронезе (Bonifazio Veronese). Якобы 1487—1553 годы. Взято из [981:1], с. 92

Итак, вероятно, длительные рассуждения Гамлета, что красота превращает добродетель в распутство, — это отражение того обстоятельства, что, по Евангелиям, к Христу подвели именно грешницу.

• ФАРИСЕИ УХОДЯТ И ОСТАВЛЯЮТ ХРИСТА И БЛУДНИЦУ ОДНИХ. — Через некоторое время фарисеи и книжники расходятся, не находя, что возразить Иисусу на его справедливое заключение. А по Шекспиру, коварные слушатели, приведя Офелию в нужное место для встречи с Христом, тоже покидают сцену и прячутся от взора принца. Офелия и Гамлет остаются одни.

• ИДИ В МОНАСТЫРЬ = ИДИ И НЕ ГРЕШИ. — Гамлет несколько раз повторяет одну и ту же фразу, обращенную к Офелии: Иди в монастырь! При этом, по-видимому, предполагается, что монастырь — не место для разврата.

И Христос говорит практически то же самое блуднице: «Иди и впредь не греши». Так что здесь в трагедии и Евангелиях звучит одна и та же мысль, причем в очень схожей ситуации.

• ГДЕ ОБВИНИТЕЛИ? — В завершении сюжета, Христос обращается к блуднице с вопросом: ГДЕ ЖЕ ТВОИ ОБВИНИТЕЛИ? Оказывается, рядом их уже нет.

Аналогично, Гамлет задает Офелии в конце беседы вопрос: ГДЕ ТВОЙ ОТЕЦ? Этот вопрос близок к евангельскому. В ответ звучит утверждение девушки, что отец дома. Это неправда. Но правда то, что его действительно уже нет рядом с принцем и Офелией (Полоний где-то недалеко спрятался). Так что налицо неплохое соответствие: одинаково звучащий вопрос означает, что Христос-Гамлет и блудница-Офелия остались в конце разговора одни.

• ОДИНАКОВЫЙ ПОРЯДОК СЮЖЕТОВ. — В Евангелиях сначала рассказывается о Крещении Иисуса, а потом — о беседе Христа с грешницей. Аналогично, Шекспир сначала сообщает о явлении Гамлета Старшего (то есть о Крещении Христа), и лишь затем — о встрече принца с Офелией.

Итак, расхожее сегодняшнее мнение, будто Офелия была непорочной чистой девушкой, основано на том, что Шекспир слегка завуалировал подлинную суть дела и убрал из своей трагедии все явные указания на блуд, хотя оставил довольно прозрачные намеки в речи Гамлета. А вот евангелист Иоанн был в данном случае куда более откровенным и четко назвал блуд — блудом. Не лукавил.