Разделы
Ретлэнды
Писавший под псевдонимом «Шекспир» Роджер Маннерс граф Ретлэнд (Rutland) родился 6 октября 1576 г. в замке Бельвуар, расположенном в Лейчестерском графстве, среди исторического Шервудского леса.
Предки поэта — Маннерсы — пришли в Англию из французской Нормандии вместе с Вильгельмом Завоевателем и здесь, по семейным преданиям, после битвы при Гастингсе в 1066 г., решившей судьбу Британии, получили в плен небольшое графство Ретлэнд — «Красную землю», а с пятнадцатого века переселились в перешедшее к ним путем брака владение Бельвуар в северо-западной части Лейчестерского графства.
Нормандское происхождение Маннерсов-Ретлэндов так странно объясняет теперь казавшиеся раньше непонятными слова французского писателя Шатобриана, писавшего в своей «Жизни Рансэ» в 1845 г., что «Нормандия дала Франции Корнейля и Англии — Шекспира».
Но в этом объяснении слов, совершенно неприменимых раньше к стрэтфордскому Шаксперу, кроется новая волнующая загадка: откуда и каким образом могло быть известно Шатобриану это обстоятельство, сделавшееся известным только теперь, после открытия Данблона? Правда, он дважды бывал в Англии и подолгу оставался там. Но ведь и там не знали еще, кто был Шекспир. Где же Шатобриан мог услышать или вычитать этот намек на истину, напасть на этот затерянный след?
Некоторые «демократически» настроенные люди очень были огорчены у нас, узнав, что величайший гений человечества оказался по происхождению графом, а не простым неграмотным стрэтфордским мясником. Но надо обладать своеобразными «сословными предрассудками», чтобы считать очень «демократичным» деревенского кулака-мироеда и предпочитать его многим из тех, кто в делах бывшего охранного отделения числился «дворянином». В семье не без урода, и ничего не поделаешь, если Толстой был графом, Кропоткин — князем, а Распутин — тобольским мужиком.
Родись Роджер Ретлэнд в хижине крестьянина-раба, он при всей своей гениальности не мог бы сделаться Шекспиром и погиб бы, как погибли, вероятно, десятки других Шекспиров, родившихся в семьях рабочих и крестьян, в лучшем случае не дал бы больше, чем могли дать впоследствии Бернс или Шевченко.
К счастью, не только материальные условия благоприятствовали проявлению и развитию таланта Шекспира. Ретлэнды, вообще, были, по-видимому, «уродами» в своей среде. В библиотеке Бельвуара к услугам юного Шекспира были лучшие и редчайшие книги того времени, давшие, как мы увидим дальше, богатый материал для его творений. В одном из описаний Бельвуара в начале прошлого века говорится, что его картинная галлерея могла бы поспорить с исторической галереей королевского Виндзорского замка, и для описания ее потребовался бы целый том. В списке, составленном в 1641 г., через двадцать девять лет после смерти Шекспира, в одной только галерее насчитывается 49 полотен лучших мастеров. Более поздние списки насчитывают 21 картину в концертном зале, 20 — в новой галерее, 15 — в столовой, 51 — в гостиной, 10 — в желтом зале, 13 — в мраморном зале, 63 — в зале живописи, 39 — в большой галерее и 13 — на лестнице. Среди этих картин имеются произведения Дюрера, Гольбейна, Корреджио, Рубенса, Ван-Дейка, Рембрандта, Рюисделя, Тенирса, Мурилльо, Пуссэна, Генсборо и др. В свое время для оценки художественного богатства Бельвуара пришлось обратиться к Рейнольдсу.
Родословная Ретлэндов известна только с XIV века. Но история литературы сохранила имя англо-нормандского поэта конца XII века Гюи Ротлэнда или Ретлэнда, «остроумного и оригинального», как отзывается о нем один из современных критиков, автора романов из цикла «Круглого стола». Исторически-известные Ретлэнды-Маннерсы были в большинстве военными и государственными людьми, почти все получившими университетское образование, что далеко не было обычным для знати, а дядя Шекспира — Эдуард Ретлэнд — был, по словам одного современного Шекспиру эрудита, ученым и выдающимся юристом. Ближайшие предки поэта находились в дружественных и родственных отношениях с образованнейшими людьми своего времени и писателями. К числу высоко образованных людей принадлежал и отец поэта, также получивший высшее юридическое образование.
Но еще большее, пожалуй, влияние, чем окружающая среда, книги и картины, оказала на творчество Шекспира природа, среди которой протекло его детство и большая часть его жизни.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |