Счетчики






Яндекс.Метрика

Часть третья. Глобус

Театр, в котором играли «слуги лорда-камергера» — труппа, к которой принадлежал актер и драматург Уильям Шекспир, — именовался «The Globe», «Земной шар». «Весь мир лицедействует» — гласила надпись у входа («Totus mundus agit histrionem»). У этого девиза чуть извиняющийся оттенок: ремесло комедианта оправдывается тем, что и все прочие ломают комедию. С дистанции веков хочется иначе, более уважительно прочесть те же слова: «Весь мир отражен в лицедействе».

Действительно, охват шекспировской драматургии поистине безграничен: географический — действие его пьес происходит по всей Европе и за ее пределами; временной — герои античности, средневековья, Возрождения соседствуют в ней с вымышленными сказочными персонажами; практический и познавательный — о нем говорят хотя бы названия тех многочисленных исследований, которые повлекло за собой его творчество: «Шекспир и политика», «Шекспир и экономика», «Шекспир и закон», «Шекспир и морское дело», «Шекспир и религия», «Шекспир и психоанализ», «Шекспир и евреи» и т. д.

Но самый большой, глубокий и значимый мир, отраженный в шекспировском зеркале, — это духовный мир человека: его чувства, надежды, стремления, нравственные поиски, прозрения, его мысль. Этот мир наиболее значим и в экранизациях Шекспира. Разные стороны рассказа о человеке, времени истории, освещенные в фильмах, составляют в конечном счете не бессистемную мозаику: они складываются в модель большого, далеко выходящего за рамки сугубо шекспироведческих проблем мира. Модель мира, иначе говоря — Глобус.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница