Разделы
«Зеркало перед природой». Существует ли оно?
Вопрос о смысле искусства ставит шекспировский Гамлет. Он раньше европейских философов сформулировал теорию искусства Нового времени на примере искусства театра. Назначение лицедейства, поучает Гамлет актёров, всегда было и будет — «держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели её же черты, спеси — её же облик, а всякому веку и сословию — его подобие и отпечаток». Может быть, Э. Золя, формулируя теоретический принцип натурализма, вдохновлялся именно словами Гамлета. Но для Гамлета это только слова, слова, слова... Эти его «слова» опровергаются его поступками, и это создаёт невообразимую трудность в понимании пьесы «Гамлет».
Я уже говорил, в чём коварство этого принципа — принципа верности натуре. Каждый век имеет своё видение добродетели и спеси, и свою философию действительности. Гегель понимал неопределённость понятия «действительность» и требовал ограничить «действительное» только сферой разумного. Шекспир и Гёте не были бы самими собой, если бы в представлении о действительности руководствовались одним только мерилом разумного, т. е. признавали бы наш человеческий разум мерою всех вещей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |