Разделы
В.Д. Захаров. «Архетипы Вильяма Шекспира»
Монография посвящена выявлению в литературных произведениях архетипов — открытых К. Юнгом всеобщих вечных праобразов, не принадлежащих природной действительности и выражающих инобытие — онтологию, недоступную рациональному осмыслению. В нашем сознании архетипы предстают как символы, указывающие на существование скрытой за ними трансцендентной идеальной формы. Литература архетипа противопоставляется так называемой «реалистической» литературе, изображающей лишь мир видимых, преходящих образов. Напротив, художник, говорящий архетипами, подымает изображаемое в сферу вечного. Тем самым литературный архетип вскрывает многие иллюзии, которым подвержена литература «реализма», прежде всего иллюзию интерпретации истории и иллюзию понимания человека.
Издание состоит из двух книг. В настоящей первой книге рассмотрены архетипы Шекспира. Вторая книга, посвященная архетипам А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого.
Книга рекомендуется литературоведам, философам и психологам, студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу заинтересованных читателей.
Содержание
Глава 1. Загадка «Гамлета»
- Существует ли «теория искусства»?
- «Зеркало перед природой». Существует ли оно?
- Что такое Гамлет: мистик или рационалист?
- Гамлет А. Лосева
- Где же собственно Гамлет Шекспира?
Глава 2. Шекспир и его критики
Глава 3. Доступен ли Шекспир человеческому разуму?
Глава 4. Как мыслит Гамлет?
- Гамлет и Артур Шопенгауэр
- Версия Анатоля Франса
- «Гамлет» — не трагедия пессимизма
- Трагедия Гамлета — не трагедия ума
- Плач о Гамлете
Глава 5. Гамлет и его «умный зритель»
Глава 6. Принц Гамлет и Категорический Императив
- Трагедия совести
- Кто нравственнее: Гамлет или Калибан?
- Джонатан Свифт — образ и подобие принца датского
Глава 7. Обманы Шекспира
Глава 8. Назначение трагедии. Катарсис
- Искусство и жизнь: в чём цель искусства?
- Зачем существует трагедия как жанр?
- Трагический катарсис или хэппи-энд: что лучше?
Глава 9. Шекспир и нравственность
Глава 10. Борьба с нравственным императивом
- Великая философия и великая литература: конфронтация
- И. Кант: разумная нравственность как разумная вера
- Какова мораль «Короля Лира»?
- Бунт против морали
- Где катарсис «Короля Лира»?
- На что посягнул Шекспир
Глава 11. Катарсис в древнегреческой трагедии. Взгляд Аристотеля
- «Катарсис» Выготского — не «катарсис» греков
- Космическая эстетика
- Трагическое в идеальном Космосе
- Почему трудно понимать Аристотеля
- Когда возникает трагедия
- Трагедия души как трагедия Космоса
- Катарсис для трагического героя. Как возможно очищение бытия?
- Катарсис для зрителя. Как возможно очищение аффектов?
- Свобода воли взрывает Космос
- Кому полезен Аристотель?
- Воображаемый диалог Аристотеля с Орестом
- Объясняет ли аристотелева ноология трагедию?
Глава 12. Исторические истоки трагедии
- Мифологическая эстетика
- Логика мифа?
- Истина мифа
- Где искать начало истории?
- Историософия: спор двух традиций
- А что это такое — «детство человечества»?
- В омуте времён: было ли первоначальное человечество бескультурным?
- Нуминозный смысл истории
- «Как стала возможна Греция?»
- Сновидчество и опьянённость (аполлонизм и дионисизм)
- Дионис мистерий и Дионис оргий
- «Тирсоносцев много...»
- Что такое философия мифологии?
- Дионис олимпийский и Дионис хтонический
- Греческая теогония и библейский этногенез