Счетчики






Яндекс.Метрика

Греческая теогония и библейский этногенез

Если действительная история человечества отражена в мифологическом процессе, что же тогда следует принимать за его начало? Начало этого процесса, как в греческой, так и в других мифологиях, есть начало политеизма (многобожия). Начало истории есть проникновение в сознание идеи многобожия — это есть некоторое мифическое событие, кардинально изменившее первоначальное человеческое сознание. Но это мифическое событие, происшедшее в сознании, порождается не сознанием, хотя и нельзя говорить, что оно приходит в сознание извне. Оно порождается нуминозными силами — движущими силами истории, творящими и движущими также само сознание. Нуминозным событием, положившим начало истории, Шеллинг полагает начало разделения человечества на народы; это разделение выразилось в форме возникновения различных богов — в политеизме, т. е. в язычестве.

Библейское сказание о грехопадении также завершается эпизодом отпадения первого человека от единого Бога, выразившемся в рождении язычества. Шеллинг провёл сравнительный анализ греческой теогонии и книги Бытия (которая по-гречески и название-то имеет аналогичное — «Генезис») и обнаружил между ними черты прямого соответствия.

По книге Бытия, этническое разделение человечества определено высшим сверхприродным началом — Богом — и преподносится в общем провиденциальном плане иерархического устроения человеческого и мирового бытия.

«На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт., 11, 1). И еврейское, и греческое слова, которые в нашем старославянском переводе Библии передаются словом «язык», имели значение «народ»: «языцы» — это народы. «Один язык на всей земле» — означало, что первоначально все человечество было «одним народом». «Язычество» — это есть принцип множественности народов: язычество началось, когда единое человечество стало разделяться на отдельные народы.

На какой стадии миротворении возникают народы? Ветхий Завет позволяет ставить этот вопрос, потому что ясно даёт понять — миротворение не закончилось одним Шестодневом. Сотворив человека в «день шестый», Господь не позволил далее человечеству пребывать в единстве, но вавилонским «смешением языка» породил этносы или дал начало их возникновению. Этносы возникли не сами по себе, т. е. не как некое естественное следствие уже состоявшегося в шестой день творения. Их возникновение было новым актом божественного творения, и это подтверждают в Новом Завете апостолы: «Бог живой... в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деяния св. апостолов, 14, 16).

* * *

Мы подробно проследили за мифологическими корнями культа Диониса, давшего начало трагедии. Трагедия и её катарсис интересовали нас потому, что мы хотели раскрыть архетипы литературы на примере трагедий Шекспира. Я уже упоминал, что архетип Шекспира сходен с архетипами русской литературы, так что раскрыть шекспировский архетип удобнее всего можно, раскрывая архетипы Пушкина и Лермонтова. Переходя теперь к русской литературе, я начну с раскрытия философского смысла самого понятия «архетип».