Счетчики






Яндекс.Метрика

Точка

Пятью «автографами» исчерпывалось до 1910 г. все рукописное наследство Шекспира, когда оно обогатилось новой находкой.

Памятуя, что «Шекспир» известен своей «практической деловитостью и способностью приобретать деньги», а также еще и сутяжничеством, доктор Валлас предположил, что он мог оставить какие-нибудь следы в лондонских судебных архивах. И его раскопки увенчались блестящим успехом: среди всякого старого судейского хлама он обнаружил и опубликовал в мартовском номере Харперовского ежемесячника опросные листы свидетелей в одном судебном процессе, где оказались и показания Шакспера.

Между прочим, из этого документа впервые удалось установить точный адрес стратфордского Шакспера во время его жительства в Лондоне: в приходе Св. Олава, на Денежной улице, населенной тогда исключительно ростовщиками.

Но нам важно не это, а подписи под показаниями самого Шакспера и другого свидетеля, некоего Даниеля Ничоласа, где, между прочим, упоминается и Шакспер.

На показании самого Шакспера опять, как и на втором листе завещания, стоит, собственно говоря, не подпись, а пометка имени сокращенно: Wilm Shaxpr — Вильм Шакспр. Над подписью Ничоласа имя Шакспера сделано более полно: Shaxpere. Обе подписи имени Шакспера сделаны той же рукою — это сразу бросается в глаза, — что и текст показаний, т. е. рукою писца.

Между тем, подпись Даниеля Николаса — полная и написана другим почерком. Очевидно, Д. Николас сам подписался под своим показанием, а за Шакспера расписался судебный писарь.

Но под сокращенной пометкой имени на показании самого Шакспера поставлена опять-таки традиционная точка: по закону так «прикладывали руку» к документам неграмотные обыватели.

Давно уже признано после многочисленных споров, что отец Стратфордца Джон Шакспер был markman, т. е. человек, который ставил вместо подписи условный знак. И Вильям Шакспер из Стратфорда, которого долго считали Шекспиром, был неграмотным — не умел подписать даже собственного имени. От «автографов» мнимого Шекспира мы переходим к его «иконографии».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница