Разделы
Приложение 3. Пьесы Шекспира
Шекспир (или тот, кто скрывался за его именем) написал 37 пьес. (Кроме того, есть 17 пьес (мы их уже перечисляли), которые ему приписываются частично или полностью.) Эти пьесы обычно делят на трагедии, комедии и исторические хроники. Насчет хронологии написания этих пьес есть небольшие разногласия, не носящие, впрочем, принципиального характера, которые при перечислении пьес мы постараемся оговорить.
Датировка произведений Шекспира — процесс во многом произвольный, построенный на аналогиях с произведениями и событиями, датировка которых, как считается, достоверно известна. Приведем для примера рассуждение Брандеса по поводу даты написания пьесы «Макбет»:
«"Макбет", по моему убеждению, это тот сюжет, за который Шекспир берется теперь прежде всех других тем. Правда, единственное, что мы достоверно знаем об этой пьесе, это что она игралась в 1610 г. в театре "Глобус". Д-р Саймон Форман в своих мемуарах "Книга о пьесах и замечания о них" пространно описал представление "Макбета", на котором он присутствовал 20 апреля означенного года. Но уже в комедии "Пуританка" от 1607 г. есть несомненное указание на тень Банко и намек, встречающийся в "Макбете" (IV, 1) в строках:
Он с зеркалом, и в нем я вижу цепь
Корон и лиц со скипетром двойным,
С тройной державою...(Цитаты приводятся в переводе Кронеберга.)
Намек на соединение двух королевств, Англии и Шотландии, и их слияние с Ирландией при короле Иакове мог произвести сильное впечатление лишь в том случае, если бы он прозвучал со сцены вскоре после этого события. Так как Иаков был провозглашен королем Великобритании и Ирландии 20 октября 1604 г., то "Макбет" едва ли возник позднее 1604 или 1605 г.».
И еще несколько слов о публикациях произведений — цитата из Аникста:
«Сначала пьесы печатались анонимно. Пьесы Шекспира не составляли в этом отношении исключения... Зато на титульных листах обычно обозначалось, в репертуар какой труппы входила данная пьеса...
На титульном листе пьес об Алой и Белой розе труппа не названа. "Тит Андроник" издан как пьеса, исполнявшаяся тремя труппами: "слугами графа Дарби", "слугами графа Пембрука", "слугами графа Сассекса". Но на третьем издании в 1611 году было отмечено, что пьеса входила в репертуар "слуг его величества", как тогда именовалась труппа Шекспира.
"Ричард III", "Ромео и Джульетта", "Ричард II" вышли в свет сначала только с обозначением, что эти пьесы "исполнялись слугами лорда-камергера". Но уже вторые издания обеих пьес-хроник, вышедшие в 1598 году, вышли с именем Шекспира на титульном листе, как и изданная в тот же год комедия "Бесплодные усилия любви". На втором издании первой части "Генриха IV", вышедшем в 1599 году, имя Шекспира тоже стояло на титуле книги».
Обратимся теперь к таблице 1, а затем дадим краткую характеристику каждой из пьес. (Таблица 1 см. стр. 557.)
Первой упоминаемой пьесой Шекспира является историческая хроника «Генрих VI». Ее создание относят к 1590—1592 гг. Собственно говоря, это не одна, а три пьесы1, объединенных общим героем и общим названием. «Основная идея трилогии, как и всех остальных пьес Шекспира из истории Англии, — идея необходимости национального единства, которое может быть обеспечено крепкой централизованной властью, возглавляемой королем», — писал А. Аникст. Содержанием первой части трилогии стала Столетняя война. Достаточно необычно для нас изображение Жанны д'Арк с точки зрения англичан. Последующие части рассказывают о восстании Джека Кеда, внутрианглийских смутах и слабости короля, приведших к войне Алой и Белой роз и переходу власти от Ланкастеров к Йоркам. Обычно считается, что сначала была создана 2-я часть трилогии, затем 3-я, а потом уже 1-я, однако некоторые исследователи подвергают это утверждение сомнению.
Ранее 1594 года (возможно, раньше «Генриха VI», а по мнению Шенбаума, и вовсе во второй половине 80-х годов XVI века) была написана трагедия «Тит Андроник». А. Аникст пишет: «Шекспир во всех жанрах начинал с того, что вступал на уже проторенные пути. Так было и с жанром трагедии. Одной из первых форм этого жанра, утвердившихся на сцене английского театра эпохи Возрождения, была "кровавая трагедия", высшие образцы которой дали Марло и Кид. Есть писатели, начинающие с того, что отвергают все сделанное предшественниками. Шекспир не принадлежал к числу таких. Его стремление состояло в другом: превзойти предшественников в том, в чем они сами были сильны». Как раз к жанру кровавой трагедии и относится «Тит Андроник»: как отмечает А. Аникст, «четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию». Содержание же пьесы — добровольный отказ от власти в пользу соперника, стремление соперника уничтожить героя и его близких, и борьба между ними.
Еще одна ранняя пьеса — «Комедия ошибок». Вот что пишет об этой пьесе А. Смирнов: «"Комедия ошибок" — не что иное, как переделка комедии римского писателя III—II века до н. э. Плавта "Менехмы" (личное имя обоих ее героев), где развертывается аналогичная история двух близнецов со всеми вытекающими из их сходства недоразумениями. К фабуле этого основного источника Шекспир добавил еще несколько черт, взятых из других комедий Плавта, особенно из "Амфитриона", откуда почерпнута вторая, дополнительная пара двойников — слуг».
Следующая комедия Шекспира — «Два веронца». По словам Аникста, «"Два веронца" — первая "романтическая" комедия Шекспира. И дело не только в том, что действие здесь строится не на случайном совпадении, не на фарсовых недоразумениях и перебранках. Новым здесь является центральный мотив сюжета, отношение к людям, к их духовному миру».
По-разному датируется и новая историческая хроника «Ричард III» — от 1592 до 1595, возможно, сразу после «Генриха VI» — пьеса достаточно популярная и часто появляющаяся на подмостках сцен театров мира. Фигура Ричарда Глостера, история его восхождения к власти и падения стали поистине хрестоматийными. До Шекспира эта история рассказывалась многократно, причем автором латинского жизнеописания Ричарда III был знаменитый гуманист, автор «Утопии», канцлер Генриха VIII Томас Мор.
Также 1593—1595 годом датируют исследователи другую хронику «Ричард II», описывающую события, происходившие на сто лет раньше рассказанных в «Ричарде III». Неправедное правление законного монарха (Ричарда II) имело своим итогом его свержение Боллинброком — будущим Генрихом IV. В пьесе затрагиваются вопросы божественного права короля и определенных его обязанностей по отношению к государству.
Одну из совершеннейших пьес о любви в мировой драматургии «Ромео и Джульетту» датируют в основном 1595 годом, лишь Брандес относит ее первую редакцию к 1591 году, а вторую ранее 1599. История любви отпрысков двух враждующих веронских семейств стала символом побеждающей смерть любви2.
«Бесплодные усилия любви» — на этот раз комедия. А. Смирнов так характеризует пьесу: «Место действия комедии — Наварра (на юге Франции), герой ее — никогда не существовавший король Фердинанд, в котором нетрудно узнать популярного в эпоху Шекспира Генриха Наваррского, вступившего в 1589 году на французский престол под именем Генриха IV. Выступающие в пьесе приближенные короля — Бирон, Лонгвиль, Дюмен — также являются историческими лицами, игравшими видную роль в политических событиях 1581—1590 годов. Маршал Бирон и герцог Лонгвиль были соратниками Генриха во время религиозных войн, а герцог Дюмен (de Mayenne) — его политическим врагом, одним из вождей Католической лиги. Что касается французской принцессы, то в ней нетрудно узнать Маргариту Валуа, сестру королей Карла IX и Генриха III, первую жену Генриха Наваррского, с которой он расстался после организованной в день их свадьбы католиками резни Варфоломеевской ночи (1572)». Берджес же по этому поводу замечает: «Главные герои... поклялись держаться подальше от женщин в течение трех лет и заняться каким-нибудь учением. Сами имена в таком контексте вызывали смех. О Генрихе Наваррском ходила слава как о мужчине, который не мог прожить без женщин и трех дней, не то что лет. Его приближенные, маршал Бирон и герцог де Лонгвиль, были также известными ловеласами. Что же касается Дюмена или де Майена, он был главным врагом Генриха Наваррского в Католической лиге и также хотел разделить наваррское заточение в монастырь на три года, как молиться святому Мартину Лютеру».
И вновь историческая хроника — «Король Иоанн», повествующая о младшем брате Ричарда Львиное Сердце, Иоанне, прозванном впоследствии Безземельным, который узурпировал власть, но потом под давлением феодалов и горожан был вынужден ограничить своевластие изданием Великой Хартии Вольностей. Однако, как пишет Аникст, «у Шекспира об этом ни слова, и это всегда вызывало удивление тех английских критиков, для которых парламентаризм является идеалом государственности... Зато другие факты царствования Иоанна имели для Шекспира и его современников вполне актуальное значение. Таковы были: вопрос о престолонаследии, проблема внутреннего мира, внешние войны, борьба королевской власти против политических притязаний римско-католической церкви. Это и вошло в круг тем, охватываемых сюжетом пьесы Шекспира».
Трудно датируется и еще одна известная комедия Шекспира «Укрощение строптивой». Разночтения в датировках у разных исследователей достаточно велики. «Избалованная и своенравная Катарина усмирена своим умным и ловким женихом, а затем мужем Петруччо. ...Бывшая смиренница Бьянка успела превратиться в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости», — вот вкратце сюжет в изложении Смирнова.
Известно, что в 1592—1595 годах Шекспиром была написана комедия «Вознагражденные усилия любви». Она ставилась на сцене и даже была напечатана. Однако не ищите ее среди произведений поэта — ни одного экземпляра пьесы не сохранилось. Исследователи сходятся на том, что позднее эта пьеса была переработана и переименована, однако высказывают разные версии о том, какая же из комедий Шекспира имела ранее такое название. Некоторые исследователи, например, Роберт Ф. Фейснер, склонны отождествлять «Вознагражденные усилия любви» с комедией «Много шума из ничего». Есть даже утверждения, что это — «Троил и Крессида». Но большинство считают, что это — законченная в 1602—1603 годах комедия «Конец — делу венец»3 — история брака и любви бедной девушки и знатного дворянина. По поводу жанра пьесы Аникст пишет: «"Конец — делу венец" относится к группе пьес, лишенных трагического финала, но достаточно серьезных и даже несколько мрачных по общей тональности, чтобы не быть отнесенными в число комедий. В критике эта группа драматических произведений Шекспира получила несколько обозначений: "мрачные комедии", "реалистические драмы" и "проблемные пьесы"».
Совсем запутан вопрос с датировкой комедии «Сон в летнюю ночь». М. Лозинский говорит о 1598 годе, а например, Брандес — о 1590. Аникст называет 1595—1506 гг. «Бракосочетание Тезея и Ипполиты составляет обрамление всего сюжета. Второй и центральный сюжетный мотив — истории Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Прежде всего возникает тема отцов и детей и вопрос о праве детей на свободный выбор спутника жизни. Еще один сюжетный мотив комедии — репетиция ремесленников», — пишет А. Аникст.
В комедии «Венецианский купец» Шекспир рассказывает, по словам Смирнова, «историю о жестоком заимодавце, пытавшемся вырезать, согласно условиям векселя, фунт мяса у неисправного должника, в соединении с необычным сватовством юноши, ради которого этот купец занял деньги».
В 1596—1598 гг. была написана хроника в двух частях «Генрих IV». Главными ее героями, однако, стали не обозначенный в заголовке король Генрих IV, а его сын, беспутный принц Гарри, впоследствии король Генрих V, царствованию которого посвящена отдельная хроника, и собутыльник молодого принца, рыцарь Фальстаф. Сюжетом же пьесы стали беды, преследующие короля, свергнувшего законного монарха Ричарда II (заговоры феодалов, непутевый сын, etc.).
Продолжением «Генриха IV» стала историческая хроника «Генрих V», появившаяся в 1599 году4. Это, как пишет Аникст, «патриотическая пьеса, прославляющая монархию и монарха, воинскую доблесть англичан и оправдывающая внешние завоевания». Основное содержание хроники — эпизоды Столетней войны.
Вопреки обещаниям Шекспира, зрители не увидели в «Генрихе V» Фальстафа. Однако он появился в другой пьесе Шекспира — комедии «Виндзорские насмешницы». Ввиду разной датировки пьесы у шекспироведов (от 1597 до 1601 гг.), трудно с достоверностью утверждать, раньше или позже «Генриха V» появилась эта пьеса. Сюжетом комедии стали проделки виндзорских дам, издевающихся над влюбленным Фальстафом.
Теперь скажем несколько слов о пьесе, не входящей в шекспировский канон, но тем не менее приписываемой полностью или частично его перу5. Это историческая хроника «Эдуард III», рассказывающая о деде Ричарда II и правнуке Иоанна Безземельного. Датируют ее обычно 1594—1596 годами. Сюжет пьесы охватывает войну с шотландцами, начало Столетней войны, битву при Пуатье, известную историю граждан Кале.
1599—1600 годами датируют шекспироведы комедию «Как вам это понравится»6. Изгнанный братом герцог проводит свои дни в идиллической обстановке Арденского леса, куда к нему прибывают другие обиженные новым герцогом люди. Пьеса написана в жанре пасторали, популярной в Европе, в том числе и в Англии, еще со времен Боккаччо. В частности, в Англии в этом жанре написаны произведения современников Шекспира: «Ода о презрении ко двору», роман «Аркадия» Филипа Сидни и роман «Розалинда» или «Золотое наследие Эвфуса» Томаса Лоджа.
Последняя из жизнерадостных комедий Шекспира — «Двенадцатая ночь» была написана в 1600—1601 годы. По словам А. Аникста, фабула пьесы сводится к следующим составляющим: комическая путаница из-за сходства близнецов; девушка, переодетая в мужской наряд; тема обманчивости чувств; сказочная для англичан шекспировского времени Иллирия.
После событий, связанных с мятежом Эссекса, были запрещены пьесы из истории Англии, и Шекспир обратился к римской истории. В 1598—1601 году выходит трагедия «Юлий Цезарь». Брандес пишет: «Тема привлекла Шекспира вследствие аналогии между заговором против Юлия Цезаря и заговором против Елизаветы. Так как главные участники последнего, Эссекс и его товарищ Саутгемптон, вопреки безрассудности своего предприятия пользовались полной личной симпатией поэта, то некоторую долю этой симпатии он перенес на Брута и Кассия. Он создал Брута под глубоким впечатлением того непрактичного великодушия, какое обнаружили его друзья-аристократы и которое оказалось бессильным изменить ход исторических событий. Вывод, вытекающий из пьесы, — практические ошибки влекут за собой столь же жестокую кару, как и моральные».
Наступает время классических трагедий Шекспира. Первым появляется «Гамлет». Его обычно датируют 1600—1601 гг. Вот что пишет об этой пьесе Аникст:
«Трагедия "Гамлет" является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и, по мнению многих критиков, самое глубокое творение великого драматурга. Сила этой трагедии подтверждается не только ее популярностью среди читателей, но особенно тем, что "Гамлет" — пьеса, занявшая одно из первых мест в репертуаре мирового театра, и она сохраняет его уже три с половиной столетия. Постановки трагедии неизменно привлекают публику, и мечта каждого актера — исполнить роль героя в этой трагедии.
Вместе с тем "Гамлет" — наиболее проблемное из всех творений Шекспира. Прежде всего эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности. И действительно, Шекспир вложил в "Гамлета" такое огромное социально-философское содержание, что критика с течением времени каждый раз обнаруживает все новые и новые пласты мысли, имеющие большое жизненное значение».
Содержание пьесы всем хорошо известно и, казалось бы, всем хорошо знакомо. Однако А. Барков подвергает текст «Гамлета» своему анализу и делает, возможно, спорные, но любопытные выводы.
В 1604—1605 гг. появляется следующая из великих трагедий Шекспира — «Отелло». Вот что пишет А. Смирнов о датировке и источниках пьесы:
«Трагедия "Отелло, венецианский мавр" была впервые представлена 6 октября 1604 года в честь Якова I, незадолго перед тем торжественно вступившего в Лондон. Так как пьесы Шекспира долго не залеживались, надо думать, что трагедия была написана в том же году.
Источником ее послужила Шекспиру новелла Джиральди Чинтио "Венецианский Мавр" из его сборника "Hecatommithi", или "Сто рассказов" (1566), — 7-я новелла третьей декады. Здесь, однако, возникает трудность. Довольно сомнительно, чтобы Шекспир настолько свободно владел итальянским языком, что мог читать на нем достаточно сложный и обширный текст. Между тем, эта новелла Чинтио была переведена на английский язык лишь в XVIII веке, и в шекспировскую эпоху мы не находим ни одной ее переработки ни в драматической, ни в повествовательной форме. Правда, в 1583—1584 годах был издан французский перевод сборника Чинтио; однако неизвестно, мог ли Шекспир читать свободно и на этом языке. Кроме того, указывалось, что в тексте "Отелло" встречаются некоторые подробности, касающиеся топографии и административного управления Венеции (см. особенно I, 1, строки 159 к 183), которые не встречаются у Чинтио и о которых Шекспиру, никогда не бывавшему в Венеции, было неоткуда узнать. На этом основании возникло даже предположение, что прямым источником Шекспира явилась не сама новелла Чинтио, а несохранившаяся восходившая к ней английская пьеса, автор которой, будучи знаком с венецианской жизнью, включил в нее и упомянутые подробности».
В 1604—1606 гг. была написана трагедия «Макбет». По мнению Аникста, «"Макбет" был написан Шекспиром для того, чтобы его труппа могла угодить королю». После смерти Елизаветы король Иаков I решил взять под свой непосредственный контроль театры. «Самой высокой чести удостоилось актерское товарищество "слуг лорда-камергера", к которому принадлежал Шекспир. Отныне оно стало труппой самого короля и актеры получили звание "слуг его королевского величества"». «Слуги его королевского величества», часто выступавшие при дворе, сочли, что при сложившейся ситуации они только выиграют, если поставят пьесу на шотландскую тему. Написание пьесы взял на себя главный драматург театра — Шекспир. Сюжет он выбрал из истории Шотландии. Как пишет В. Комарова7: «Источником Шекспиру служили "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии" Рафаэла Холиншеда. Шекспир использовал сведения о правлении короля Дункана, о воцарении и правлении Макбета, о гибели короля Даффа от руки Донвальда, а также многие факты из других частей сочинения Холиншеда».
Наконец, в 1605—1606 гг. появляется «Король Лир», сюжет которого восходит к Гальфриду Монмутскому (п. 31 его «Истории бриттов»). До шекспировской пьесы этот сюжет встречается в произведениях Роберта Глостерского (ок. 1300), Роберта Маннинга (1338), Джона Хардинга (1450), Роберта Фабиана (1516), Джона Растелла (1530), Ричарда Графтона (1568), в «Хрониках» Рафаэля Холиншеда (1577) и у Эдмунда Спенсера в «Королеве фей» (1590). Как указывает Аникст, «аналогичный рассказ содержится в средневековом сборнике "Римские деяния". К этому сюжету неоднократно обращались английские поэты эпохи Возрождения. Вариант истории Лира мы находим в одной из частей коллективной поэмы "Зерцало правителей" (1574), где рассказ дан в поэтической обработке Джона Хиггинса. О Лире повествует и Уорнер в поэме "Англия Альбиона" (1586), а также величайший из поэтов английского Возрождения Эдмунд Спенсер в своей "Королеве фей" (1590, книга песнь 10). Прозаический пересказ легенды был сделан также в эпоху Шекспира историком Уильямом Кемденом (1605)». Что касается драматических переложений, то Аникст называет пьесу, которая «в мае 1594 года была зарегистрирована в Палате книготорговцев под названием "Прославленная история Лира, короля Англии, и его трех дочерей"». А в комментариях А.С. и М.А. Бобовичей к «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского говорится лишь об одной анонимной пьесе, датированной 1605 годом. Как пишет А. Михайлов в статье «Книга Гальфрида Монмутского», «исследователи почти единодушны во мнении, что история Лира, рассказанная Гальфридом, — плод исключительно его собственной фантазии. Действительно, ирландской мифологии знаком Лер или Лир, который является морским божеством. Есть сведения, что в этом качестве почитался он и жителями Уэльса. В двух валлийских мабиноги (памятниках героического эпоса) упоминается некий Лир (Llyr) — отец основных персонажей цикла. Но ни морское божество древних ирландцев, ни герой валлийского эпоса не имеют ничего общего с персонажем Гальфрида». «Король Лир» считается одной из вершин мировой трагедии. Однако не все с этим согласны. Так Л.Н. Толстой считал: «Только человек, совершенно лишенный чувства меры и вкуса, мог написать "Тита Андроника", "Троила и Крессиду" и так безжалостно изуродовать старую драму "King Leir"».
Наряду с трагедиями продолжают выходить и «мрачные», «жестокие» комедии. В 1600—1603 гг. появляется «Троил и Крессида» — комедия из времен Троянской войны. А. Смирнов пишет: «Как показывают типографские признаки, издатели долго колебались, к какому разделу шекспировских пьес следует отнести "Троила и Крессиду" — к разделу комедий, трагедий или даже хроник (с последними пьесу сближает трактовка батальных сцен, особенно в V акте, а также типическое слово "история" в ее заглавии). Действительно, она содержит элементы всех этих трех основных жанров елизаветинской драматургии. Но самое замечательное в ней — наличие нигде больше у Шекспира не встречающейся черты пародийного (или в особом смысле сатирического) характера при весьма неожиданной, чисто трагической развязке (двойное крушение — верности, честности, красоты любви Троила и доблести и благородства в лице Гектора)». Однако во времена Шекспира пьеса, по-видимому, на сцене не шла.
Около 1604 года появляется другая относящаяся «к числу "мрачных", "жестоких" и даже "циничных", как ее любят называть английские критики, комедий Шекспира» (А. Смирнов) пьеса «Мера за меру». Как пишет Смирнов, «сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождения рассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и в новеллистической и драматической обработке. В основном он сводится к следующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у судьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что она за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар, судья тем не менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей, правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда казнит его». Шекспир несколько модифицировал этот сюжет8.
А в 1605 или 1608 году появляется злая трагедия «Тимон Афинский». Эта пьеса не относится к числу вершинных творений Шекспира. Аникст замечает: «В художественном отношении пьеса очень неровна, что гораздо больше заметно при чтении ее в подлиннике. Наряду с эпизодами, полными шекспировской трагической мощи, есть сцены маловыразительные. Некоторые места текста не очень похожи по стилю на Шекспира. В XIX веке исследователи считали, что эти места текста принадлежат не Шекспиру, а кому-то из современников. Среди возможных соавторов Шекспира называли Хейвуда, Тернера, Уилкинса, Чепмена, Мидльтона». Действительно, на фоне написанных в эти годы «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира» пьеса о разорении щедрого мецената и превращении его в мизантропа, сама носящая оттенок мизантропии, выглядит довольно бледно.
В 1607 году выходит вторая после «Юлия Цезаря» римская трагедия Шекспира — «Антоний и Клеопатра» — история любви египетской царицы и претендента на власть в Риме на фоне политической борьбы в Римской республике. Брандес так характеризует сюжет: «Римское могущество, суровое и строгое, рушилось при столкновении со сладострастием Востока. Все опускалось, все падало, царства и воли, мужчины и женщины, властители и властительницы, все было подточено червями, искусано змеями, отравлено сладострастием — и все опускалось и падало. Поражение в Азии, поражение в Европе, поражение в Африке на берегах Египта, малодушное отчаяние и самоубийство».
А в 1607—1608 годах9 появляется «Кориолан» — еще одна римская трагедия, но из времен совсем древнего Рима, когда он был еще не владыкой мира, а лишь одним из аппенинских государств, окруженным племенами вольсков, этрусков и других, только начинающим свою экспансию.
В 1608—1609 гг. вышла комедия «Перикл». Никакого отношения к известному герою греческой истории главный персонаж пьесы не имеет. «Перед нами история злоключений героя, распадающаяся на ряд отдельных, почти не связанных друг с другом эпизодов. Мы встречаем в пьесе вполне жизненные мотивы злобы, зависти, жестокости, продажности. Перикл одновременно носится по волнам житейского моря и по волнам моря настоящего, то оказываясь на гребне волны, то низвергаясь вниз», — пишет А. Аникст.
Затем появляется пьеса «Цимбелин», которую традиционно относят к комедиям, хотя ничего комедийного в ней не содержится10. Это происходит в 1609—1610 гг. В пьесе можно различить две основные темы: историю оклеветанной Имогены и судьбу двух сыновей Цимбелина, воспитанных в лесной глуши, включая счастливую встречу их с сестрой. Кроме того, присутствует тема борьбы за национальную независимость против римлян. Кроме римлян и британцев, в списке действующих лиц пьесы непонятно как оказываются два итальянца и француз. Брандес пишет: «Пьеса переносит нас в царствование императора Августа. Но перед нами проходят английские, французские и итальянские кавалеры; мы слышим их разговоры о стрельбе из пистолета, об игре в кегли и карты. В конце списка действующих лиц значится: лорды, придворные дамы, римские сенаторы, испанец, музыканты, военачальники, солдаты, вестники, свита, духи — какая разнокалиберная компания!»
В 1610—1611 гг. появляется «Зимняя сказка». По словам Аникста, «это пьеса о зле, овладевшем душою человека, который разбил свое счастье и счастье тех, кого он больше всего любил».
Одна из последних пьес Шекспира — «Буря». Она написана в 1611—1613 гг. Буря разбивает корабль у берегов острова, где поселился изгнанный герцог Миланский с дочерью. С разбившегося корабля на остров высаживается новый герцог со свитой.
И, наконец, считающаяся последней пьесой Шекспира историческая хроника «Генрих VIII», созданная после долгого перерыва в написании хроник, вызванного запретом королевы Елизаветы на освещение английской истории. Сюжет сконцентрирован на периоде борьбы Генриха с папским престолом. Среди действующих лиц пьесы — Томас Мор, казненный Генрихом VIII лорд-канцлер, более известный нам как автор знаменитой «Утопии». Исследователи, в частности А. Аникст, предполагают, что в 90-х годах XVI века Шекспир наряду с Антони Манди, Генри Четлом, Томасом Хейвудом и Томасом Деккером принимал участие в написании пьесы «Томас Мор», которая, однако, не была напечатана или поставлена на сцене по цензурным соображениям и сохранилась лишь частично.
Примечания
1. Напомним, что когда мы говорим о 37 пьесах Шекспира, мы «Генриха VI» считаем за 3 пьесы, а «Генриха IV» — за 2.
2. Другую трактовку содержания пьесы дает Барков.
3. В других переводах — «Все хорошо, что хорошо кончается».
4. Чуть ли не единственный случай, когда датировка разных исследователей совпадает.
5. Несмотря на такие недостатки пьесы, как отсутствие развития характеров, исследователи тем не менее находят в ее тексте много перекличек с другими шекспировскими пьесами (в частности, с «Гамлетом»), с поэмой «Лукреция» и некоторыми сонетами.
6. В других переводах — «Как вам угодно».
7. Текст статьи взят с сайта «Библиотека Мошкова» со странички «Макбет» (в переводе М. Лозинского). К сожалению, там не указано, из какого издания взят этот текст.
8. К этому сюжету писатели обращались и в дальнейшем. Вспомним, в частности, известную поэму А.С. Пушкина «Анджело».
9. Брандес, однако, приводит мнение Ричарда Гарнета, который считал «Кориолан» самой последней пьесой Шекспира, как отклик на роспуск парламента по повелению Якова в июне месяце 1614 г.
10. Тем более что в первом фолио 1623 года «Цимбелин» отнесен к трагедиям.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |