Разделы
Счетчики
Приложение 5. Еще раз о пьесах Шекспира
Обратимся еще раз к списку произведений Шекспира, чтобы задаться вопросом, а что, собственно, является их основным содержанием? К чему сводятся их сюжеты? О чем чаще всего идет речь?
Вот краткая сводка сюжетов произведений Шекспира. Возможно, кое-где нам придется повторить уже использованные формулировки фабул, особенно там, где характеристики сюжета даны через цитаты из работ шекспироведов.
| Пьеса или поэма | Фабула | 
| Хроники | |
| Сюжеты всех исторических хроник Шекспира и приписываемой ему хроники «Эдуард III» (за исключением «Короля Иоанна») представляют собой описание внутридинастической борьбы разных ветвей Плантагенетов, включая войну Алой и Белой роз. Важное место занимает также сюжет Столетней войны между Англией и Францией и обоснование прав английских королей на французский престол. | |
| «Король Иоанн» | Захват власти младшим братом покойного короля в обход его законного наследника сына. | 
| «Эдуард III» (приписываемая) | Война с шотландцами. Столетняя война (начало войны, битва при Пуатье, граждане Кале). | 
| «Ричард II» | Неправедное правление законного монарха, имеющее своим итогом его свержение. Затрагиваются вопросы божественного права короля и его определенных обязанностей по отношению к государству. | 
| «Генрих IV», части 1 и 2 | Беды, преследующие короля, свергнувшего законного монарха Ричарда II (заговоры феодалов, непутевый сын, etc.). | 
| «Генрих V» | «Патриотическая пьеса, прославляющая монархию и монарха, воинскую доблесть англичан и оправдывающая внешние завоевания» (А. Аникст). Основное содержание — эпизоды Столетней войны. | 
| «Генрих VI», части 1, 2 и 3 | «Основная идея трилогии, как и всех остальных пьес Шекспира из истории Англии, — идея необходимости национального единства, которое может быть обеспечено крепкой централизованной властью, возглавляемой королем» (А. Аникст). Столетняя война. Жанна д'Арк с точки зрения англичан того времени. Восстание Джека Кеда. Внутрианглийские смуты и слабость короля, приведшие к войне Алой и Белой роз и переходу власти от Ланкастеров к Йоркам. | 
| «Ричард III» | Захват власти младшим братом покойного короля с убийством его малолетнего уже коронованного сына и следующая за этим гражданская война. | 
| «Генрих VIII» | Отход страны от римско-католической церкви и начало Реформации в Англии. (Среди персонажей — Томас Мор.) | 
| Трагедии | |
| «Юлий Цезарь» | Заговор и убийство тирана в Риме. | 
| «Антоний и Клеопатра» | История любви на фоне политической борьбы в Римской республике. | 
| «Кориолан» | Измена из тщеславия на фоне борьбы Рима с окрестными племенами в эпоху возвышения Рима на Аппенинском полуострове и завоевания Италии. | 
| «Тит Андроник» | Добровольный отказ от власти в пользу соперника, стремление соперника уничтожить героя и его близких, борьба между ними в форме «кровавой трагедии». | 
| «Тимон Афинский» | Разорение щедрого мецената и превращение его в мизантропа. | 
| «Макбет» | Убийство законного короля и захват власти. | 
| «Король Лир» | Раздел империи и потеря власти (сюжет восходит к Гальфриду Монмутскому). | 
| «Отелло» | Убийство из ревности на фоне борьбы Венецианской республики с турками. | 
| «Гамлет» | Убийство старшего брата младшим, женитьба на его вдове и захват власти. Месть сына убитого. | 
| «Ромео и Джульетта» | Смерть от любви на фоне противостояния двух семейств в Вероне. | 
| «Два знатных родича» (приписываемая) | «Сюжет заимствован из "Паламона и Аркита" Чосера, который в свою очередь заимствовал его из "Тезеиды" Боккаччо. Сюжет этот значительно менее изменен, чем в других шекспировских заимствованиях из Чосера» (Р. Бойл). Фабула сводится к противостоянию двух молодых людей, друзей и родственников, полюбивших одну девушку. | 
| Комедии | |
| Сюжеты комедии сформулировать очень сложно. Будем пользоваться для формулировок статьями А. Смирнова и А. Аникста. | |
| «Цимбелин» | В пьесе можно различить две основные темы: историю оклеветанной Имогены и судьбу двух сыновей Цимбелина, воспитанных в лесной глуши, включая счастливую встречу их с сестрой (А. Смирнов). Есть еще тема уплаты британцами дани Риму. | 
| «Перикл» | Перед нами история злоключений героя, распадающаяся на ряд отдельных, почти не связанных друг с другом эпизодов. Мы встречаем в пьесе вполне жизненные мотивы злобы, зависти, жестокости, продажности. Перикл одновременно носится по волнам житейского моря и по волнам моря настоящего, то оказываясь на гребне волны, то низвергаясь вниз (А. Аникст). | 
| «Троил и Крессида» | Комедия из времен Троянской войны. | 
| «Буря» | Буря разбивает корабль у берегов острова, где поселился изгнанный герцог Миланский с дочерью. | 
| «Зимняя сказка» | Это пьеса о зле, овладевшем душою человека, который разбил свое счастье и счастье тех, кого он больше всего любил (А. Аникст). Сказка, использующая ту же фабулу, что в «Отелло». | 
| «Конец — делу венец»(Все хорошо, что хорошо кончается) | История брака и любви бедной девушки и знатного дворянина. | 
| «Мера за меру» | Сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождения рассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и в новеллистической и драматической обработке. В основном он сводится к следующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у судьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что она за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар. судья тем не менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда казнит его (А. Смирнов). Шекспир слегка модифицировал этот сюжет. | 
| «Укрощение строптивой» | Избалованная и своенравная Катарина усмирена своим умным и ловким женихом, а затем мужем Петруччо. ...Бывшая смиренница Бьянка успела превратиться в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости (А. Смирнов). | 
| «Бесплодные усилия любви» | Создание группой молодых образованных вельмож философской «академии» с полным отрешением от житейских забот и сердечных страстей (А. Смирнов) и нарушение их покоя группой девиц. | 
| «Два веронца» | Речь идет о высоких человеческих чувствах и больших нравственных ценностях — о верности в любви и дружбе (А. Аникст). | 
| «Виндзорские насмешницы» (Веселые виндзорские кумушки) | Проделки виндзорских дам, издевающихся над влюбленным Фальстафом. | 
| «Комедия ошибок» | История двух близнецов со всеми вытекающими из их сходства недоразумениями, плюс дополнительная пара двойников — слуг (из А. Смирнова). | 
| «Много шума из ничего» | История оклеветанной с помощью инсценировки любовного свидания девушки и притворной смерти ее как средства восстановления ее чести (А. Смирнов). | 
| «Как вам это понравится» | Изгнанный братом герцог проводит свои дни в идиллической обстановке... Арденского леса, куда к нему прибывают другие обиженные новым герцогом люди. | 
| «Сон в летнюю ночь» (Сон в Иванову ночь) | Бракосочетание Тезея и Ипполиты составляет обрамление всего сюжета. Второй и центральный сюжетный мотив — истории Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Прежде всего возникает тема отцов и детей и вопрос о праве детей на свободный выбор спутника жизни. Еще один сюжетный мотив комедии — репетиция ремесленников (из А. Аникста). | 
| «Венецианский купец» | Историю о жестоком заимодавце, пытавшемся согласно условиям векселя вырезать фунт мяса у неисправного должника в соединении с необычным сватовством юноши, ради которого этот купец занял деньги (А. Смирнов). | 
| «Двенадцатая ночь» | По словам А. Аникста, фабула сводится к следующим составляющим: комическая путаница из-за сходства близнецов; девушка, переодетая в мужской наряд; тема обманчивости чувств; сказочная для англичан шекспировского времени Иллирия. Поэмы | 
| «Феникс и Голубка» | На титульном листе книги говорится, что ее тема — «аллегорическое изображение подлинной любви, иллюстрируемое судьбой Феникса и Голубки». | 
| «Венера и Адонис» | Мотивы древнего предания изложены английским поэтом вольно, в соответствии с его замыслом в духе философской проблематики эпохи Возрождения (А. Аникст). | 
| «Лукреция» | Царь овладевает женой своего полководца. | 
| «Жалобы влюбленной» | Монолог соблазненной девушки. | 
| «Страстный пилигрим» | Это сборник песен, не все из которых принадлежат Шекспиру. | 
| «Песни для музыки» | Это тоже сборник. | 
Таким образом, как мы видим, основная тема пьес Шекспира — это захват власти, связанные с этим заговоры. Большое внимание уделяется вопросам престолонаследия, правомочности претензий того или иного персонажа на скипетр властителя.
«Трагедия, — говорил сэр Филип Сидни, — открывает самые больные раны и обнажает скрытые язвы». Именно этим и объясняется, что основной фабулой в пьесах Шекспира является тема убийства с целью захвата власти. На этот сюжет написаны «Ричард II», «Ричард III», «Макбет», «Гамлет». Тема убийства присутствует и в трагедии «Юлий Цезарь». В пьесе «Перикл» убийство намечается, но не происходит. К ним примыкают «Король Иоанн» и «Генрих VI» (там обходится без убийства). Разновидностью этого сюжета является изгнания законного государя — «Буря», «Как вам это понравится». Тема несправедливо изгнанного вельможи присутствует в «Цимбелине». Добровольный отказ от власти — «Тит Андроник», «Король Лир» (раздел империи). Теме борьбы за власть в той или иной мере посвящены «Эдуард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VIII», «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан».
Такой интерес к этим вопросам диктовался обстановкой в стране. «В 90-х годах уже было ясно, что "королева-девственница", последняя из Тюдоров, не оставит прямых наследников, опасность возобновления после ее смерти династических распрей и вмешательства чужеземцев в английские дела была весьма серьезной. Вопросы "законного" престолонаследия и генеалогического его обоснования (которые так утомляют современного читателя шекспировских хроник) вызывали тогда живой интерес: они переплетались с вопросами Реформации, религиозной политики, независимости Англии от Рима, с оценкой прав короля и сословий, прав народа на восстание против тирана, обретая тем самым значение всенациональное», — так пишет Л. Пинский.
Остановимся еще на одном аспекте, отмечаемом исследователями. Сравнивая хронику Д. Бейла «Король Иоанн» (кстати, первую английскую драматическую хронику — она вышла еще в начале 1530-х годов), анонимную пьесу, шедшую в лондонских театрах около 1588 года, «Смутное царствование короля Иоанна Английского» и пьесу Шекспира «Король Иоанн», Л. Пинский говорит о показательности того, что во всех из них «опущен самый важный для новейшего историка акт его царствования — дарованная Иоанном Великая хартия вольностей, которая сыграла такую роль в истории парламентского строя. Для всех трех авторов, разрабатывавших этот сюжет, парламент — учреждение, связанное с пережитками средневековой вольницы, а поэтому мало способствовавшее национальному единству. В деяниях Иоанна более значительным и драматичным представляется им то, что в сфере церковной он первый отстаивал национальную независимость». Заметим, что тема борьбы с папой за главенство над церковью присутствует также в «Генрихе VIII», а если мы посмотрим шире, то и в других пьесах той эпохи. Так, эта тема играет большую роль, к примеру, в пьесе Марло «Эдуард II».
Что касается содержания комедий, то напомним слова известного теоретика драмы Эрика Бентли: «В лучших комедиях, созданных крупнейшими мастерами, будь то Макиавелли или Джонсон, Шекспир или Мольер, мы обнаруживаем наиболее сильное и быстрое подводное течение». Этим объясняется трудность обобщения сюжетов комедий.
| Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница | 
