Разделы
Приложение 6. Претенденты на авторство пьес Шекспира
Дискуссия вокруг авторства произведений, подписанных Уильямом Шекспиром или приписываемых ему, имеет давнюю историю. Исследователи используют множество документов, зачастую делая из одних и тех же текстов противоположные выводы. Вопреки мнению А. Деко, вопрос о судьбе дофина Шарля Луи (Людовика XVII) не является единственной исторической проблемой, «при анализе которой возможно придавать документам диаметрально противоположный смысл». Вопрос об авторстве произведений Шекспира относится к этой же категории1.
Впервые сомнения в истинности представлений о личности Шекспира были высказаны в конце XVIII века Г. Лоуренсом и Дж. Уилмотом. Английский поэт С. Колридж усомнился в правильности и полноте биографических фактов тогдашних жизнеописаний Шекспира. Мысль о том, что под именем Уильяма Шекспира писал кто-то другой, была впервые озвучена Джозефом Хартом в его «Романе о прогулке на яхте» (1848).
«В XIX веке, — как пишет И.М. Гилилов, — сомнения в том, что Уильям Шакспер из Стратфорда, каким его рисуют шекспировские биографии — и сохранившиеся документы, — мог писать пьесы, поэмы, сонеты, что он действительно был Великим Бардом, высказывали уже многие, в том числе и знаменитые, люди — писатели, историки, философы, государственные деятели; можно назвать такие имена, как Чарлз Диккенс, Марк Твен, Ралф Уолдо Эмерсон, Бисмарк, Дизраэли, Палмерстон, поэты Уолт Уитмен и Джон Уайттир».
Авторство пьес Шекспира приписывается многим персонам2. Среди них Фрэнсис Бэкон, лорд-канцлер при дворе Якова I; драматург Кристофер Марло, якобы не погибший в 1593 году, а продолжавший инкогнито писать пьесы; граф Оксфорд; граф Дерби; граф Рэтленд; лорд Стрендж; известный мореплаватель, военачальник и царедворец, а также поэт и писатель Уолтер Рэли и многие другие, а также сами монархи — Елизавета I и Яков I.
Скажем несколько слов об Оксфорде, Дерби и Стрендже, а затем поподробнее остановимся наличностях Бэкона, Рэли, Елизаветы и Якова.
Итак, Фердинандо Стенли, лорд Стрендж, содержал актерскую труппу, в которой, по мнению некоторых исследователей, начинал свой актерский путь Уильям Шекспир. Известно, что он писал стихи и был воспет Эдмундом Спенсером под именем Аминта (об этом пишет Гилилов). Он неожиданно умер в 1594 году.
Его смерть позволила его брату Уильяму Стенли стать графом Дерби. Как пишет Гилилов: «Он был женат на дочери графа Оксфорда, входил в число приближенных Эссекса, но участия в его мятеже не принял и избежал кары». В число претендентов на авторство шекспировских произведений Уильяма Стэнли, 6-го графа Дерби (1561—1642) ввела книга французского ученого А. Лефрана, опубликованная в 1918 году. Гилилов пишет: «Имеется свидетельство (письмо испанского агента от 1599 года) о том, что Дерби "занят писанием комедий для публичных театров". Инициалы "W. S." (Уильям Стэнли) совпадают с инициалами, которыми были подписаны некоторые шекспировские издания». Кроме того, есть ряд других обстоятельств. Однако, по мнению Гилилова, «Дербианской гипотезе, содержащей ряд интересных догадок и исследующей некоторые — в любом случае важные — факты и обстоятельства, до этого обойденные вниманием, недостает более определенных доказательств... Какая-то связь Дерби с "шекспировской тайной" вполне вероятна, но здесь необходимы дополнительные конкретные исследования».
Самой популярной среди нестратфордианцев на сегодняшний день является гипотеза, что Шекспиром был Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд (1550—1604). Эту гипотезу выдвинул в 1920 году английский профессор Томас Луни. При этом он, в частности, ссылался на сходство стихов графа, несколько раз публиковавшихся под его собственным именем, с «Венерой и Адонисом». Гилилов пишет: «К первоначальным доводам добавились и другие. Оксфорд был близок к королевскому двору, он был зятем всесильного лорда Берли, черты которого исследователи-шекспироведы видят в образе Полония; это объясняло хорошее знание Шекспиром мира дворцовых тайн и интриг, мира власти. Гербовый щит Оксфорда венчало изображение льва, потрясающего сломанным копьем... Луни приводит также свидетельство Ф. Мереса (1598) о том, что граф Оксфорд относится к лучшим английским авторам комедий; многие писатели посвящали ему свои книги, Джон Лили и Энтони Манди были его секретарями; он покровительствовал нескольким актерским труппам. Его активное участие в литературной и театральной жизни елизаветинской Англии, таким образом, не вызывает сомнений... Слабым местом оксфордианской гипотезы является как отсутствие прямых доказательств авторства Оксфорда (например, рукописей, но, как мы знаем, ими не располагают и сторонники стратфордского Шакспера), так и — особенно — очень ранняя дата смерти Оксфорда — 1604 год, тогда как значительная часть шекспировских пьес была явно создана позднее. Оксфордианцам приходится предполагать, что пьесы, появившиеся после этого времени, созданы до 1604 года, но публиковались позже, хотя содержащиеся в них аллюзии на события 1605—1610 годов определенно говорят против такого допущения... Не находят убедительного объяснения в оксфордианской гипотезе такие важные факты, как посвящение "Великого Фолио" 1623 года Пембруку и Монтгомери и активное участие в издании Бена Джонсона».
Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон и по сей день остается одним из выдающихся деятелей мировой науки и культуры. Энциклопедии характеризуют его как основателя современного эмпиризма, реформатора науки. «Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами», — сказано в «Энциклопедии Кирилла и Мефодия».
А вот что пишет А. Аникст:
«Философов обычно считают людьми, отрешенными от повседневных суетных интересов. Такое представление, однако, никак не соответствует биографии величайшего мыслителя Англии в эпоху Возрождения. Фрэнсис Бэкон родился на три года раньше Шекспира. Его отец был вельможей, хранителем королевской печати. Сын начал с изучения юриспруденции, затем был послан с посольством во Францию. Побывав в Италии и Испании, вернувшись на родину, он занялся политической деятельностью. Будучи членом парламента, участвовал в политических интригах, вошел в доверие к фавориту королевы Эссексу. Когда тот попал в немилость, отрекся от него, а после неудачного мятежа Эссекса вызвался быть обвинителем на его процессе. При Джеймзе I (Якове I) занимал последовательно должности делопроизводителя Звездной палаты (верховный суд), генерального прокурора, члена тайного совета короля, лорда-хранителя печати и, наконец, лорда-канцлера (главного министра). В этой должности он пробыл всего три года. Его сместили за непомерное взяточничество, приговорили к уплате в казну сорока тысяч фунтов стерлингов, лишили права быть членом парламента и заточили в Тауэр бессрочно, пока королю не заблагорассудится освободить его. Сумму штрафа, однако, скостили, а самого Бэкона выпустили из тюрьмы, где он просидел всего четыре дня. После этого он мирно прожил еще пять лет в своем поместье.
Законовед, дипломат, государственный деятель, придворный, Бэкон находил еще время для научных и литературных занятий. Он начал с нравоучительных "Опытов", а затем выступил с философскими трактатами "Развитие науки" (1605), "Новый Органон" (1620), написал исторический труд "История Генриха VII" (1622), утопию "Новая Атлантида" (1622—1624), составил книгу юмористических изречений и анекдотов "Апофегмы" (1624), опубликовал несколько трудов по законоведению. Уже будучи опальным и тяжелобольным, продолжал научные занятия и умер от простуды, которую схватил во время опыта по замораживанию кур».
«Бэконианская ересь» была первой попыткой усомниться в авторстве Шекспира из Стратфорда. Историю бэконианства достаточно подробно освещает Гилилов. В 1856 году американская писательница Делия Бэкон (всего лишь однофамилица философа) опубликовала книгу «Раскрытая философия пьес Шекспира», в которой она пыталась доказать, что пьесы «были плодом коллективного творчества ряда выдающихся умов той эпохи: в первую очередь авторство принадлежало великому философу, оратору и государственному деятелю Фрэнсису Бэкону (1561—1626) и поэту, писателю и флотоводцу Уолтеру Рэли (1552—1618) при участии других поэтов и драматургов. Подтверждение своей гипотезы Делия Бэкон видела в. огромной эрудиции великого философа, близости многих его идей шекспировскому мировоззрению; ряд двусмысленных намеков современников как будто бы тоже указывал в эту сторону. Причиной столь тщательного сохранения тайны авторства Делия Бэкон считала политическую конспирацию... Прямых доказательств своей правоты исследовательница представить не смогла, но ее гипотеза явилась подлинным откровением для всех, кто и до этого испытывал сильные сомнения, читая шекспировские "жизнеописания". Она получила поддержку со стороны самого Эмерсона и ряда историков литературы».
«В том же году писатель и драматург У.Г. Смит направил письмо английскому Шекспировскому обществу и издал свою книгу "Бэкон и Шекспир", где утверждал, что именно Бэкон творил под псевдонимом-маской "Уильям Шекспир". Количество работ по проблеме шекспировского авторства, шекспировской личности быстро росло — к концу XIX века оно исчислялось уже сотнями. Временами в интеллектуальных кругах бэконианство становилось чуть ли не модой». И. Гелилов продолжает:
«Но все-таки фактов для утверждения, что Фрэнсис Бэкон и был Уильямом Шекспиром, набиралось явно недостаточно. Тогда наиболее нетерпеливые бэконианцы стали искать подтверждения своей гипотезы прямо в текстах произведений Бэкона и Шекспира, применяя специально изобретаемые для этого ключи и шифры».
«Бэконианцы, и особенно те, кто все надежды возложил на "дешифровку", стали объектом жестокой критики. Ненаучные методы, торопливость, ажиотаж, наивное убеждение, что все средства хороши в споре, была бы уверенность в своей правоте, неоднократно подводили тех, кто к ним прибегал, — и не только в шекспироведении».
«Можно считать, что бэконианцы потерпели поражение (хотя их последователи есть и сегодня). История этой первой нестратфордианской гипотезы во многом поучительна: она свидетельствует об инерционной устойчивости сложившихся традиций и культов даже сомнительного происхождения и предостерегает, что в дискуссии с ними должны применяться, несмотря ни на что, только научные методы».
Уолтер Рэли
3Рэли — еще одна замечательная личность елизаветинского времени. Вот что пишет о нем А. Аникст:
«Уолтер Рэли родился в 1552 году и был на двенадцать лет старше Шекспира. Выходец из мелких дворян, он получил образование в Оксфорде, сражался на стороне гугенотов во Франции, когда ему было семнадцать лет, стал полковником в двадцать восемь, придворным в двадцать девять, наместником Корнуола в тридцать один, начальником королевской гвардии в тридцать пять лет. Трижды совершил он морские плавания в Виргинию, пытаясь колонизовать ее, попал в тюрьму за то, что соблазнил фрейлину королевы Елизаветы, был выпущен и прощен, когда женился на своей жертве; покинул супружеский очаг в поисках сказочной страны золота Эльдорадо, вместо этого исследовал Гвиану, вернулся с тысячами рассказов о морских путешествиях в неизведанных краях Америки, попал в немилость за атеизм, не успел понести наказание от Елизаветы, так как она умерла, но угодил в опалу при Якове I, который заподозрил его в заговоре и посадил в Тауэр. В краткий период после возвращения из Гвианы Рэли был главой кружка завсегдатаев таверны "Сирена", где бывал Шекспир. Мужественное поведение на суде оттянуло его казнь. Король не посмел отрубить голову любимцу лондонского народа, несмотря на смертный приговор, подписанный судом. Двенадцать лет просидел Рэли в Тауэре, коротая время в литературных трудах и ученых занятиях. Там он начал писать "Всемирную историю". В год смерти Шекспира Яков I выпустил Рэли из тюрьмы с условием, что тот отправится в экспедицию и привезет золото, в котором казна испытывала недостаток. Ему было приказано не обижать испанцев и не грабить их, так как Яков I хотел примириться с Испанией. Рэли не нашел золотых копей, которые искал, нарушил приказ о вежливом обхождении с испанцами. Когда он с пустыми руками вернулся в Англию, король приказал привести в исполнение приговор пятнадцатилетней давности, и Рэли кончил жизнь на плахе в 1618 году».
А подпись под портретом Рэли в книге Шенбаума гласит: «Сэр Уолтер Рали, центр притяжения для мужчин, как солдат и придворный, исследователь, историк и первооткрыватель никотина подозревался в поклонении богине луны, так как собирал своих последователей в Школе Ночи».
Серьезных предположений о приписывании авторства пьес Шекспира единолично Рэли нет. Даже Гилилов, достаточно подробно анализирующий список претендентов, говорит лишь о соавторстве Рэли и Бэкона в версии Делии Бэкон и упоминает имя Рэли среди претендентов на авторство.
Елизавета I
Королева Англии Елизавета I была женщиной выдающейся. Недаром время ее правления называют елизаветинской эпохой, а всю блестящую плеяду мореплавателей, авантюристов, ученых, поэтов, драматургов, царедворцев — елизаветинцами.
Елизавета была дочерью короля Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. Родилась она в 1533 году. Впрочем, в отцовстве Генриха у исследователей да и у папского престола были сомнения. Как пишет А. Барков, «брак короля с Анной Болейн был оформлен, когда та уже вынашивала будущую королеву», и добавляет в примечании: «Как утверждают некоторые историки, Елизавета была единственным ребенком Генриха VIII, не страдавшая врожденным сифилисом. Это может рассматриваться как сильный аргумент в пользу того, что ее "генетическим" отцом мог быть другой мужчина».
Елизавета вступила на престол в 1558 году двадцати пяти лет от роду после смерти своей бездетной сестры Марии Тюдор, яростной католички, прозванной Кровавой за то, что при ней, по словам Брандеса, «преследования еретиков привели обвиненных, в том числе многих из лучших людей Англии, на эшафот и даже на костер». Интересно, что ее восхождение на престол поддержал король Испании, поскольку альтернативой Елизавете была шотландская королева Мария Стюарт, бывшая замужем за дофином Франции, которая в то время была главным противником Испании в Европе.
Англия вновь стала протестантской страной, что вызвало соответствующую реакцию папского престола, о которой пишет Е.Б. Черняк:
«25 февраля 1570 г. папа Пий V обнародовал буллу об отлучении Елизаветы от католической церкви, к которой она, впрочем, и не принадлежала, и, главное, освобождавшую англичан от присяги верности королеве. "Мы объявляем, — говорилось в булле, — указанную Елизавету еретичкой и подстрекательницей еретиков, и те, кто является ее приверженцами, также осуждаются и отделяются от христианского мира... Мы лишаем указанную королеву ее мнимых прав на королевство и всех остальных прав... Мы... запрещаем всем и каждому из ее дворян повиновение ее властям, ее приказам или ее законам". Правда, буллу никто не осмелился вручить надменной повелительнице Англии. Оригинал этого изъявления папского гнева так и остался в Ватикане, но его содержание не было пустой угрозой. Булла была издана при получении папой известий о католическом восстании на севере Англии. Правда, к тому времени оно уже было подавлено, но никто не мог предсказать, много ли англичан-католиков сохранит верность королеве, отлученной от церкви».
Берджес пишет: «В Англии времен юности Елизаветы ощущалась нехватка денег, кораблей и воинов. Страна была слишком бедна, чтобы защитить себя как от внешних, так и от внутренних врагов, главным образом тех, которые считали, что ее протестантизм зашел слишком далеко, а также тех, которые думали, что он продвинулся недостаточно далеко... Если Елизавета хотела одержать победу — сохранить мир в стране и спасти ее от нападения извне, — этого можно было достичь только с помощью таких личных качеств, как хитрость, очарование, притворная уступчивость, непритворная энергия. Она обладала мужским складом ума и была по-женски коварна.
Елизавета получила прекрасное образование; она лингвист, теолог, занималась музыкой и поэзией, была большой любительницей театральных представлений, пышных зрелищ, охоты и танцев... Ей повезло с первыми министрами — людьми вроде сэра Уильяма Сесила и сэра Фрэнсиса Уолсингема, а им повезло с ней».
Во времена ее правления Англия превратилась в мощную морскую державу. Она стала главным соперником Испании. Аникст пишет:
«В Англии отлично понимали, что столкновение неизбежно, и к нему готовились. Страна вооружалась, строились корабли, ковалось оружие...
В 1588 году долго ожидаемое столкновение наконец произошло. Испанский король Филипп II выслал против Англии огромный, хорошо снаряженный флот, которому было дано гордое название "Непобедимая Армада". Англия противопоставила этому свой флот, состоявший из множества небольших, но очень маневренных судов.
Не успел испанский флот встретиться с английским, как он попал в бурю, сильно потрепавшую корабли. Испанцам пришлось вступить в борьбу сразу после этого, и то, что начато было бурей, довершили английские военные суда: они разгромили могущественный испанский флот. Благодаря своей подвижности и большой маневренности они одолели громоздкие и неповоротливые испанские галеоны.
Едва ли сами англичане рассчитывали на такую полную и блестящую победу. Торжество было всеобщим, страна ликовала. Народ переживал большой подъем патриотических чувств».
Британия завоевала титул Владычицы морей.
Мысль о том, что пьесы Шекспира были написаны королевой, высказывали некоторые исследователи и в XX веке, и раньше. Впрочем, серьезных аргументов «за» здесь немного. Гораздо больше аргументов «против». Это, в частности, то, что королева умерла в 1603 году, а пьесы продолжали появляться до 1613.
Яков I
В отличие от своей предшественницы Елизаветы I и своей матери шотландской королевы Марии Стюарт, Яков4 не обладал какими-либо выдающимися качествами.
Он родился в 1566 году от Марии Стюарт и ее второго мужа лорда Дарнлея. Он сам был, в некотором роде, Гамлетом. Брандес пишет:
«Второй муж Марии Стюарт, лорд Дарнлей, носивший титул короля Шотландии, был убит в 1567 г. любовником Марии, смелым и беззастенчивым Босуэлом, с которым королева тотчас же после того сочеталась браком. Современники не сомневались в том, что Мария была соучастницей в убийстве, и сын ее, Иаков, видел в отчиме и матери убийц своего отца. Во время шотландского мятежа предводители показали взятой в плен королеве знамя, на котором был изображен труп Дарнлея, а возле него ее сын, на коленях взывавший к небу о мщении. Дарнлей, как и король в "Гамлете", был замечательно красив, Босуэл же необыкновенно безобразен.
Иаков был воспитан врагами своей матери и как при жизни ее, так и после ее смерти постоянно колебался в выборе между приверженцами матери, защищавшими ее законные права, и ее противниками, изгнавшими ее из Шотландии и возведшими его на престол. Правда, было время, когда он старался смягчить сердце Елизаветы по отношению к матери, но он не сделал ни малейшей попытки отомстить за ее смерть. Характер у него был нерешительный. Он обладал большим запасом знаний и — чего далеко нельзя сказать о Гамлете — был суеверный педант, но, как и Гамлет, любил искусства и науки и оказывал особое покровительство сценическому искусству. В 1599—1601 гг. часть труппы, к которой принадлежал Шекспир, играла в Шотландии при его дворе; посетил ли в то время и Шекспир Шотландию, — это не доказано. Верно лишь то, что когда Иаков в 1603 г., по смерти Елизаветы, совершал свой торжественный въезд в Лондон, Шекспир, в великолепном костюме из красного сукна, находился в его свите вместе с Бербеджем и некоторыми другими из самых талантливых актеров, и с этих пор труппа стала называться "слугами его величества короля".
Хотя во всем этом нет недостатка в параллелях к истории Гамлета, но само собой разумеется, что было бы так же странно считать Иакова, как и Эссекса, моделью датского принца...
Когда Иаков вступил на престол, "Гамлет" получил еще новый и живой интерес вследствие того, что королева Анна была датская принцесса».
Яков носил титул короля Шотландии с 1567 года и именовался Яков VI. В последние годы правления Елизаветы встал вопрос о ее преемнике. Собственных детей у Елизаветы, по крайней мере официально, не было. Хотя завещание ее отца Генриха VIII запрещало переход короны к шотландским потомкам его старшей сестры, переговоры с Яковом все же велись. Велись ли они за спиной королевы или с ее ведома, узнать доподлинно нам, видимо, не суждено. Вновь обратимся к Брандесу:
«24 марта 1603 г. Елизавета скончалась. Лежа на смертном одре и потеряв способность говорить, она руками описала вокруг головы фигуру короны, как бы желая этим сказать, что избирает своим наследником коронованную особу. Долго уже ее министры находились в тайных сношениях с шотландским королем Иаковом I. Они обещали ему английский престол вопреки завещанию Генриха VIII, лишившего шотландских потомков его старшей сестры всяких прав на наследство. Однако этот пункт завещания можно было игнорировать. Никто из представителей младшей линии не пользовался достаточной популярностью, чтобы выступить претендентом. Кроме того, все прекрасно понимали, как выгодно было слияние шотландской и английской корон. Ведь оба государства давно уже враждовали друг с другом. Все партии соглашались с министрами, что лучшим наследником будет Иаков. Протестанты доверяли ему, так как он сам был протестантом. Католики возлагали на него надежды, так как он был сыном католической мученицы. Пуритане думали, что миролюбивый король внесет такие изменения в установившийся кодекс богослужения, которые позволят им без вреда для их душевного спасения принимать в нем участие. Словом, на Иакова возлагались самые блестящие надежды».
В 1605 году на Якова готовилось покушение — знаменитый «пороховой заговор». Однако английская разведка во главе с Робертом Сесилом уже заранее знала о его подготовке, и участники были разоблачены. С этих пор 5 декабря — день раскрытия «порохового заговора» — объявлен в Великобритании днем вознесения благодарственной молитвы. Некоторые исследователи, правда, считают «пороховой заговор» провокацией английских спецслужб, направленной на усиление их влияния и увеличение финансирования.
Брандес так описывает короля:
«Внешность короля Иакова не была особенно симпатична. Он был совершенно лишен царственного величия. Многие сомневались, не без основания, что этот невзрачный и неуклюжий человек был сыном очаровательной Марии Стюарт и красавца Генри Дарнлея. Хотя он был немного выше среднего роста, однако его фигура была неграциозна, голова — толста, глаза — выпучены. Он говорил на грубом шотландском наречии и скорее выплевывал, чем произносил слова. Он говорил так быстро, что слова спотыкались друг о друга. Он говорил, ел и одевался, как крестьянин. Он любил, несмотря на свой строгий образ жизни, даже в присутствии дам, цинические, непристойные разговоры. Он ходил так, как будто не владел своими членами. Он не мог стоять спокойно на одном месте, а ходил обыкновенно взад и вперед неверными, неуклюжими шагами. Он закалил свое тело постоянными охотами и верховой ездой, но в манерах его не было ни тени достоинства. Он страшно боялся всякого оружия. Быть может, испуг матери, которая носила его под сердцем, когда в ее присутствии убили Риччо, был причиной этой боязни. Суровое воспитание увеличило его врожденную робость. Французский посланник, видевший его юношей, выразился о нем таким образом: "Это старый молодой человек!" Теперь Иакову было 36 лет. Это был в полном смысле ученый педант, не лишенный ни ума, ни остроумия, но исполненный предрассудков. У него были две страсти. Он любил беседовать на богословские и церковные темы и охотиться иногда дней шесть подряд. Он не обладал политическими способностями Елизаветы. В ее совете заседали представители самых противоположных партий. Он, напротив, приглашал только тех, которые были с ним одного мнения. Но его тщеславие ничем не уступало тщеславию королевы. Он любил хвастаться, как все педанты. Он утверждал, что в один час он может сделать больше, чем другие в целый день. Он особенно гордился своей ученостью. Некоторые шекспиролога видели в нем, как было упомянуто, первообраз Гамлета. Нет, он никогда не был Гамлетом. Он походил в гораздо большей степени, по меткому выражению Альфреда Штерна, на Полония в королевской мантии».
Гипотезы, отводящие Якову место Шекспира, вряд ли заслуживают внимания в силу ординарности личности короля. Влияние же деталей его биографии на творчество Шекспира более вероятно, хотя и спорно.
Примечания
1. Как из одних и тех же текстов можно делать противоположные выводы, отлично показано Е. Черняком в книге «Пять столетий тайной войны», особенно в главах, посвященных тайне «Железной маски».
2. А. Барков говорит о 57 «кандидатах» на роль автора шекспировских произведений.
3. При написании имени Уолтера Рэли (Ralegh, Raleigh) на русском языке часто встречаются варианты Роли, Рэлей или Ралли.
4. В русском написании встречаются варианты Иаков и Джеймс (у Аникста — Джеймз).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |