Счетчики






Яндекс.Метрика

Шаманский танец

В описании пантомимы сказано:

(Начинается пантомима.)

Входят актеры — король и королева; весьма нежно (lovingly — «любовно») королева обнимает его, а он ее. Она становится на колени и делает ему знаки уверения. Он поднимает ее и склоняет голову ей на плечо; ложится на цветущий дерн; она, видя, что он уснул, покидает его. Вдруг входит человек, снимает с него корону, целует ее, вливает яд в уши королю и уходит. Возвращается королева, застает короля мертвым и разыгрывает страстное действие. Отравитель, с двумя или тремя безмолвными, входит снова, делая вид, что скорбит вместе с нею. Мертвое тело уносят прочь. Отравитель улещивает (в переводе Пастернака: «добивается благосклонности») королеву дарами; вначале она как будто не довольна и не согласна, но, наконец, принимает его любовь.

(III, 2)

Мы не знаем, как разыгрывалась эта вставная сцена пантомимы, что в ней изображалось и была ли она вообще написана самим Шекспиром или добавлена издателем. Даже в разных прижизненных изданиях имеются текстуальные разночтения. Кроме того, если принять, что в этой сцене, как следует из описания, изображалось отравление короля, то можно бесконечно спорить о том, почему на это не реагирует Клавдий.

Содержание немых сцен в пьесах Шекспира — загадка. Можно ли ее разгадать?

Зато из самой пьесы мы достоверно знаем, как действующие лица, выступающие в роли зрителей «Мышеловки», реагирует на нее. Из текста следует, что на немую сцену, предваряющую основное действие, реагирует не Клавдий, а Офелия, которая и спрашивает Гамлета: «Что это значит, мой принц?» Таким образом, о содержании этой вставной пантомимы, как и многих других немых сцен у Шекспира, мы можем судить по словесной реакции на них персонажей-зрителей. Иначе говоря, содержание пластического движения отражено в словесной форме.

В этом смысле вставные немые сцены у Шекспира перекликаются с танцем шамана, пластический рисунок которого тоже зашифрован в словесной форме сказок народов Севера, в таких, например, конструкциях, как троекратный повтор глагола: «шел, шел, шел... встал, встал, встал».