Разделы
Отступление третье
Моцарт и Сальери
Скрытая игра с числами есть не только у Шекспира, но и у Пушкина, который, по его собственному признанию, считал великого барда «отцом нашим» и многому учился у него. Как и Шекспир, Пушкин придумывал «дьявольские» загадки, построенные на глубоко зашифрованной числовой символике. Пушкинский Сальери говорит:
Вот яд, последний дар моей Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собою...
Эти «осьмнадцать» (18) вскоре отзовутся в монологе Моцарта:
Моцарт
Недели три тому пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю.
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать...
«Недели три тому» — это 21 день1. «На третий день», т. е. 3 дня спустя — а значит, 18 дней назад — «черный человек» заказал реквием.
Получается, что Моцарт 18 дней пишет, «носит в себе» реквием, музыкальное произведение о смерти.
Реквием — метафора смерти.
Сальери «осьмнадцать» (18) лет носит с собой яд Изоры, настоящую смерть.
Сальери отравляет Моцарта ядом.
Моцарт исполняет Сальери реквием — заупокойную обедню.
Напрашивается параллель с «Гамлетом».
Гамлет пишет монолог в «двенадцать или шестнадцать строк».
Клавдий задумывает поединок в «двенадцать схваток».
Монолог Гамлета — об убийстве — это произведение о «смерти». Театральный яд, которым он «отравляет» слух Клавдия.
Поединок, задуманный королем (отравленный клинок Лаэрта), — убийство Гамлета с помощью настоящего яда.
Клавдий вливает яд в ухо королю.
Гамлет «вливает» яд монолога в ухо Клавдию.
В трагедии Шекспира соперники — Гамлет и Клавдий — «драматурги».
В маленькой трагедии Пушкина соперники — Моцарт и Сальери — композиторы.
Примечания
1. Отметим также, что «21» — это «зеркальное» отражение «12», т. е. «дюжина» с переставленными цифрами. Подробнее см.: Числовой код Пушкина // Славутин Е., Пимонов В. Структура сюжета. М: ФЛИНТА: Наука, 2018.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |