Счетчики






Яндекс.Метрика

Автопортрет Шекспира

Шекспир не оставил трактата по теории театра, но персонажи его пьес достаточно часто используют театральную терминологию и весьма профессионально говорят об актерской технике и режиссерских приемах. Конечно, нельзя ставить знак равенства между взглядами автора и высказываниями героев его пьес, но они так или иначе отражают воззрения драматурга на театральное искусство.

Художники эпохи Возрождения нередко наделяли одну из фигур картины своими собственными чертами, неявно включая в композицию автопортрет.

Иногда подобное портретное сходство автора с изображенным им персонажем так и оставалось красивой, но недоказанной гипотезой, как, например, психоаналитическая идея о сходстве Леонардо с таинственной «Моной Лизой». Один критик даже назвал «Гамлета» «Моной Лизой» Шекспира1.

Может быть, именно в Гамлете Шекспир запечатлел для нас себя как драматурга? «Из всех героев Шекспира один лишь Гамлет мог написать его произведения», — заметил М. Морозов в своей книге о Шекспире2.

Гамлет — драматург, автор «пьесы в пьесе» «Мышеловка»3. В этом заключен ответ на классический, но надуманный вопрос о так называемом бездействии Гамлета. Ни один другой персонаж трагедии не действует так активно, как он — и ставит спектакли, и репетирует с актерами, и играет разные роли.

Сравним Гамлета-драматурга с драматургом Шекспиром и попытаемся показать их «портретное сходство».

Примечания

1. Об этом, в частности, пишет С. Бэлза в послесловии к детскому изданию «Гамлета»: М.: Детская литература, 1975.

2. Морозов М. Избранные статьи и переводы. М.: Художественная литература, 1954. С. 176.

3. По ходу представления своей пьесы Гамлет называет ее то «Мышеловкой», то «Убийством Гонзаго», то загадочно комментирует ее как «крадущееся малечо».