Счетчики






Яндекс.Метрика

Старая пьеса

Узнав от Призрака историю убийства своего отца Клавдием, Гамлет намерен сам убедиться в ее достоверности. Он предлагает прибывшим в Эльсинор «столичным трагикам» сыграть старую пьесу «Убийство Гонзаго». Содержание пьесы должно напомнить убийце о его преступлении, и, по замыслу Гамлета, если Призрак сообщил правду, то Клавдий, возможно, выдаст себя во время представления.

Принц обращается к Первому актеру:

Гамлет

Послушайте, старый друг; можете вы сыграть «Убийство Гонзаго»?

Первый актер

Да, принц.

Гамлет

Мы это представим завтра вечером. Вы могли бы, если потребуется, выучить монолог в каких-нибудь двенадцать или шестнадцать строк, которые я бы сочинил и вставил туда?

(II, 2)

Гамлет берет на себя роль драматурга и собирается сочинить монолог, «добавление» к старой итальянской пьесе.

Опыты сочинения «новых строк» к известным пьесам были широко распространены в европейском театре разных эпох1.

Сам Шекспир, обращаясь к уже известному драматическому или литературному сюжету, своими «добавлениями» превращал его в самостоятельную пьесу.

Шекспира называли «штопальщиком пьес» (playpatcher), так как в театре «Глобус» в его обязанности входила «отделка» старых пьес для постановки их в новом репертуаре.

Любимым источником сюжетов для Шекспира была итальянская литература: именно на итальянские сюжеты написаны пьесы «Венецианский купец», «Цимбелин», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Отелло»2.

В 1576 г. в «Трагических повестях» Бельфоре была изложена древняя датская сага об Амлете, впервые записанная на латыни летописцем XIII в. Саксоном Грамматиком. В 80-е годы XVI в. на лондонской сцене играли пьесу о Гамлете, автором которой был, как предполагают, драматург Томас Кид или его подражатель. На основе этих сюжетных источников Шекспир и создал своего «Гамлета».

Итак, первая общая черта, объединяющая двух драматургов — Гамлета и Шекспира, — это любовь к переделке старых пьес, особенно итальянских, с помощью добавления к ним «своих строк».

Примечания

1. Греческая традиция приписывает поэту Феспиду (другая форма этого имени — Теспис) постановку первой трагедии, которая состоялась в Афинах при тиране Писистрате в 534 г. до н. э. В «добавление» к дифирамбу, исполнявшемуся хором, Феспид сочинил новые строки, написанные в иной форме, нежели дифирамб, и предназначавшиеся для сольной декламации. Из состава хора он выделил исполнителя сольных партий, который и стал первым актером. «Добавление» сольной декламации к хоровому дифирамбу привело к «расщеплению» хора и выходу из него актера, «отвечающего» хору. «Актер» (hypokrites) на древнегреческом языке в буквальном смысле значит «отвечающий».

Одна из отличительных особенностей драмы елизаветинского времени также заключалась в переработке старых драматических произведений модными молодыми авторами, — утверждал марбургский профессор Макс Кох (Кох Макс. Шекспир. Издание В.К. Маракуева. М., 1888).

2. Подробнее об этом: Аникст А. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974. С. 18—20.