Счетчики






Яндекс.Метрика

Часть 6. Магический кристалл, или квадратура круга

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал...

Александр Пушкин. Евгений Онегин

Такой же «магический кристалл» держал перед своим мысленным взором и Шекспир, когда задумывал «Трагедию о Гамлете, принце Датском».

Речь идет об удивительной «кристаллической» конструкции сюжета трагедии, которая позволила Шекспиру на пересечении трех параллельных линий действия создать композицию из четырех двойников Гамлета, а его самого сделать образным и смысловым центром этого «магического» построения.

Выше уже говорилось о том, что важнейшая композиционная особенность «Гамлета» состоит в троекратном повторении одной и той же сюжетной ситуации, которая по ходу действия проигрывается на трех различных группах персонажей.

Эта повторяющаяся сюжетная ситуация, которую мы назовем лейтмотивным сюжетом или сюжетным архетипом трагедии, строится на отношениях между тремя персонажами: Отцом, Сыном и Убийцей Отца, а последовательность событий состоит из убийства и мести: убийства Отца и мести Сына.

По ходу пьесы этот лейтмотивный сюжет трижды воспроизводится — но в разных версиях — тремя разными группами персонажей:

Отцы Сыновья Убийцы
1 старый Фортинбрас молодой Фортинбрас старый Гамлет
2 старый Гамлет молодой Гамлет Клавдий
3 Полоний Лаэрт молодой Гамлет

Вторая версия лейтмотивного сюжета, реализуемая второй группой персонажей, является центральной как в смысловом, так и в композиционном отношениях.

Первая и третья версии, соответствующие первой и третьей группе персонажей в этом построении, образуют внешнюю и внутреннюю рамки для второй, «основной», версии лейтмотивного сюжета.

Рассмотрим переплетение всех трех сюжетных линий в общей композиции трагедии.

События пьесы, значимые с точки зрения основного лейтмотивного сюжета, который параллельно разыгрывают три группы персонажей, разворачиваются по ходу действия трагедии в следующей хронологической последовательности:

(1) убийство старого Фортинбраса старым Гамлетом;
(2) убийство старого Гамлета Клавдием;
(3) убийство молодым Гамлетом Полония;
(4) месть Лаэрта Гамлету;
(5) месть Гамлета Клавдию;
(6) торжество Фортинбраса (месть Фортинбраса)

В общей последовательности событий первому варианту лейтмотивного сюжета отведены в трагедии первое и последнее места, что делает этот первый вариант внешней рамкой пьесы.

Третий вариант лейтмотивного сюжета в общей последовательности событий занимает третье и четвертое места и тем. самым образует внутреннюю рамку трагедии.

Наконец, центральный — второй вариант лейтмотивного сюжета, в общей последовательности событий стоящий на втором и пятом местах, расположен между двумя рамками трагедии — внешней и внутренней.

Если эту композиционную структуру изобразить графически, то получится кольцевая схема, состоящая из входящих друг в друга кругов (схема А).