Разделы
Глава III. Политические метафоры и аллегории в хрониках и исторических трагедиях зрелого периода творчества
К зрелому периоду творчества относятся хроники, созданные после 1596 г.: «Жизнь и смерть короля Джона», «Король Ричард И», дилогия «Король Генрих IV», хроники «Король Генрих V» и «Король Генрих VIII», исторические трагедии «Юлий Цезарь» и «Кориолан». К этому времени Шекспир внимательно изучил труд Рафаэля Холиншеда по истории Англии, Ирландии и Шотландии, а также сочинение Плутарха «Сравнительные жизнеописания», изданное в 1579 г. в английском переводе Томаса Норта под заглавием «Жизнеописания благородных греков и римлян». В этот же период Шекспир читал «Опыты» Мишеля Монтеня, опубликованные в 1603 г. в переводе Джона Флорио, но известные Шекспиру еще до публикации этого перевода (предполагают, что Шекспир лично знал Флорио и мог читать перевод в рукописи).
В творчестве Шекспира заметно усиливаются темы, связанные с общими закономерностями исторического процесса, с проблемами отношения политики и этики, политики и религии в жизни государства, с вопросами о движущих силах исторического развития. Изучение Плутарха и Монтеня повлияло на изменение политических воззрений Шекспира, обогатило его новыми философскими идеями о природе человека, о жизни общества и государства. В его исторических драмах возникают сложные образные картины, в которых получают отражение многие политические концепции, порожденные античностью и Возрождением, а также оригинальные идеи, подчас неясные для мало подготовленного зрителя и опасные по вытекающим из них политическим выводам. В поздних исторических драмах метафоры становятся многозначными и противоречивыми.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |