А.В. Бартошевич. «Для кого написан "Гамлет": Шекспир в театре. XIX, XX, XXI...»
В книге собраны работы о театральных судьбах Шекспира в Англии, России и других странах Европы, написанные известным историком театра и шекспироведом. Анализируются постановки шекспировских трагедий, хроник и комедий в пределах огромного исторического периода — от середины XIX до начала XXI века, от эпохи Диккенса и Ирвинга до спектаклей, появившихся на сцене в 2014 году. Рассказывается о шекспировских постановках крупнейших режиссеров — Уильяма Поула, Федора Комиссаржевского, Питера Брука, Питера Холла, Юрия Любимова, Роберта Стуруа, об образах героев пьес Шекспира, созданных выдающимися актерами — Джоном Гилгудом, Лоренсом Оливье, Сосом Саркисяном, Владимиром Высоцким, Энтони Шером, Евгением Мироновым. Особое место в книге занимает история сценических метаморфоз величайшего из шекспировских творений — «Гамлета». Обращаясь к конкретным сюжетам театральной истории Шекспира, автор показывает, как с помощью произведений великого драматурга каждое время, каждое поколение стремится познать и выразить свою собственную сущность.
Книга, написанная ярким образным языком, предназначена для самого широкого читателя, в особенности для студенческой молодежи, для будущих актеров, режиссеров, театральных критиков.
Содержание
Для кого написан «Гамлет». Вместо введения
На закате девятнадцатого столетия
- Шекспир — викторианец
 - Чарлз Флауэр и «большой мир»
 - Жизнь сэра Фрэнка Бенсона
 - «Эстетическое поколение» и викторианский театр. Опыты Эдварда Годвина
 - «Пиршество для глаз» и Уильям Поул
 
Век двадцатый. Англичане
- Шекспировский цикл Гренвилл-Баркера
 - Шекспир в духе джаза
 - Гамлеты тридцатых годов
 - Федор Комиссаржевский: Чехов и Шекспир
 - Питер Холл. Молодые годы
 - «Он был забавным»
 - Театр Кеннета Тайнена
 - Путь к «цветку». «Сон в летнюю ночь» Питера Брука
 - Перикл с Трафальгарской площади
 - Человек и история. Два спектакля Королевского Шекспировского театра
 - «Бездны мрачной на краю». Энтони Шер в роли Ричарда III
 - Английские актеры: мемуаристы и заговорщики
 - Прощание с магией
 - Привет из города Эфеса
 - Комедии Шекспира на празднике Чехова
 - Небольшая революция в доме Шекспира
 - Питер Брук. Прорыв к всемирности
 
Век двадцатый. Наш Шекспир
- «Юлий Цезарь» в МХТ. 1903
 - «Арденнский лес» в сталинской России. Комедии Шекспира в советском театре тридцатых годов
 - «Гамлет» на Таганке
 - Театральная судьба трагедий Шекспира (70—80-е годы)
 - «Что ему Гекуба»? «Гамлет» в постановке Г. Панфилова
 - «Конец времен»
 - Русский Шекспир
 - Сны о театре
 - О фунте мяса. Историческая справка
 - Венецианский еврей на русской сцене. Две новые постановки московских театров
 - Леди Макбет
 - «Макбет» Камы Гинкаса
 - Шекспировские сны Эймунтаса Някрошюса
 - Образы света у Брука и Някрошюса
 
Театральные хроники начала XXI столетия. Не только Шекспир
- На пороге нового века. Высокая мода. Оскар Уайльд у юных «фоменок»
 - Откуда взялась Stand-up comedy
 - Доктор Who играет Гамлета
 - Штайн, Тальхаймер, Някрошюс: три интерпретации «Фауста»
 - О роли усов в театральной реформе
 - Что такое театральный дом
 - Шекспир в мастерской Петра Фоменко
 - Прощай, слово!
 - Кое-что о театральной публике
 - Рождество в доме Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя
 - Томас Остермайер против Сергея Женовача
 - Свет в конце отчаянья
 - Великое дело — контекст
 - Похвала факту
 - Театр в Петровском переулке: ностальгический экскурс
 - Скоро грянет «Буря»?
 - Реквием Римаса Туминаса
 - Гамлеты наших дней
 
Шекспиру — 450
- Хроника шекспировского года
 - «Макбет» Вильяма Шекспира и Юрия Бутусова. Первые впечатления после премьеры
 - Картина хаоса
 - «Мера за меру» в Театре им. А.С. Пушкина
 - Гамлет в «сверхкубе»
 - Странствия по шекспировскому лабиринту
 - Несколько слов в заключение
 
